Главное
16:47, 9 ноября 2010

Про читателей и людей Как некоторые блогеры отреагировали на избиение Олега Кашина

Хорошо было быть журналистом в эпоху, когда еще не изобрели интернет. Пишешь себе спокойно статьи в газету, отдаешь текст редактору, выслушиваешь его замечания, правишь текст, а после выхода газеты иногда интересуешься мнением коллег по цеху. Что думала о статьях аудитория, журналистам было неизвестно. Нет, конечно, иногда читатели писали письма в редакцию или даже звонили, но это случалось относительно редко. В итоге такого дозированного общения с читателями у журналистов формировалось вполне приятное о них впечатление.

Совсем не то теперь, в эпоху интернета. В субботу, 6 ноября, появилась новость о зверском избиении журналиста "Коммерсанта" Олега Кашина. Ему сломали обе челюсти, ногу, все пальцы на руках, выбили зубы. Сейчас Олег в реанимации, и пока неясно, как долго он будет поправляться. На видеозаписи нападения, сделанной висевшими на доме камерами, видно, что били Кашина не торопясь, методично, специально целясь по рукам - чтобы не повадно было больше писать.

Били за то, что он делал свою работу и рассказывал людям о вещах, про которые сами они, не будучи журналистами, узнать не могут. И даже хуже - Олега били не за обнародование каких-то сенсационных фактов, грозящих лишить сильных мира сего их денег, должности или репутации. Кашин не занимался журналистскими расследованиями. Его били за позицию публициста - то есть только за то, что он давал оценки происходящим событиям, опираясь на имевшуюся у него информацию, несколько более обширную, чем информация, поступающая от федеральных телеканалов.

Так ему и надо. Еще одна журнашлюшка допрыгалась. Сам виноват - знал, на что идет. Примерно так некоторые читатели комментировали новости об Олеге Кашине. Сочувствие - обыкновенное сочувствие находящегося в безопасности человека к измордованному и искалеченному, кажется, проявилось в этой когорте интернет-пользователей только после того, как в Сеть выложили видео избиения. Впрочем, часть блогеров и комментаторов новостей на сайтах СМИ не проняла даже запись - не исключено, что это представители какого-то другого биологического вида или, может быть, инопланетяне с совершенно чужеродной психикой, которые могут публично злорадствовать над человеком - пусть даже и журналистом - которому за полторы минуты переломали чуть ли не половину всех костей.

По их мнению, все, что произошло с Кашиным - нормально и даже правильно. Слишком много он чесал языком - вот и получил. Не хотел схлопотать железным прутом по голове - не надо было так активно выступать и совать нос в чужие дела. Остальные журналисты тоже хороши - вместо того, чтобы заниматься своей работой, бросились все писать про этого Кашина, торчать в каких-то глупых пикетах у ГУВД и сочинять письма президенту. То, что у нас в стране каждый день столько народу убивают - это их не волнует, а как стукнули кого-то из "своих", так тут же начали вопить. Тоже нашли тему, о чем писать.

При этом критики на голубом глазу забывают о том, что обо всех этих других ужасных происшествиях - о гибели шахтеров, пешеходов, мирных жителей в точках военных действий, о жертвах терактов и многом-многом другом - они знают исключительно от журналистов. И каким-то парадоксальным и нелогичным образом в их головах сочетается, с одной стороны, недовольство тем, что журналисты слишком много выступают, а с другой, - что мало пишут и пишут не о том. И вообще, хватит этой чернухи с кровью на асфальте и оторванными пальцами. Напишите уже, в конце концов, о чем-нибудь хорошем.

Интернет-крикуны, кажется, вовсе не думают о том, что если бы работа журналистов заключалась только в пустой болтовне, то представление о мире у них, так уютно сидящих перед монитором, - а не торчащих под дождем на митингах, не проводящих часы на скучных пресс-конференциях, не мерзнущих у затопленных ГЭС, - ограничивалось бы тем, что они узнали от соседей по подъезду и из выпусков новостей на федеральных каналах. И если бы совсем рядом с ними вдруг произошло что-нибудь очень неприятное, о чем из официальных источников сообщать не принято - то любители критиковать журналистов узнали бы об этом только тогда, когда это неприятное позвонило бы к ним в дверь. Или выломало бы ее.

В общем, хорошо было, когда интернет еще не придумали. Идешь себе спокойно к киоску, покупаешь газету, а в ней солидные и уверенные авторы оптимистично рассказывают о закромах Родины, об урожаях озимых и об уже практически наступившем светлом будущем. И все так хорошо, и совсем не хочется писать в редакцию. И опять же - никого из журналистов не убивают.