Главное
16:48, 29 декабря 2010

Удар с тыла Посол России в Минске не стал помогать задержанным россиянам

Как-то раз (дело было пару лет назад) я гулял по району Эстермальм в Стокгольме и вдруг увидел необычное действо. На площади с микрофоном в руках выступал какой-то политический деятель, то и дело выкрикивавший в толпу, довольно, впрочем, жиденькую, свои лозунги, которые мне сложно было разобрать. Время от времени к нему пыталась прорваться молодежь, чтобы его заткнуть (например, отобрать микрофон или выключить усилитель), но в дело всякий раз вмешивалась полиция, так что уличный агитатор продолжал гнуть свое.

Я подошел, мне стало интересно. Пока я вслушивался в речи политического деятеля, толпа молодежи сама начала кричать, с легкостью заглушив говорившего в микрофон. Молодежь как раз понять было намного проще - их лозунги были четкими и понятными даже иностранцу. "Inga faschister paa vaara gator", - скандировали митингующие, что можно перевести как "Нет фашистам на наших улицах". Под фашистом, надо понимать, имелся в виду тот самый агитатор с микрофоном.

Лозунги молодежи показались мне близкими, и я присоединился к толпе. Полиция, меж тем, оттесняла антифашистов и в конце концов взяла их в кольцо. Разорвать его не представлялось возможным: полицейские были верхом на лошадях. Молодежь кричать лозунги не переставала и начала, кроме того, поверх голов полиции кидать снежки в того самого "фашиста".

Я же призадумался. Что мне грозит? Журналистского удостоверения у меня с собой нет, паспорт у меня российский, что я отвечу, если меня приведут в отделение? На каком языке разговаривать? Уходить ли в несознанку? Играть ли в ничего не понимающего туриста?

Впрочем, я наивно полагал, что ничего уж совсем страшного со мной приключиться не может. Потому что я знаю: если по каким-то причинам у меня возникнут проблемы со шведскими властями, то за меня вступится мое государство. На то и посольство в стране, чтобы защищать своих граждан за рубежом.

Та буча в центре Стокгольма закончилась ничем - кольцо полиции постепенно расступилось, и я благополучно ушел домой. И только через два года узнал, каким наивным я тогда был и какой опасности подвергался.

24 декабря посол России в Белоруссии Александр Суриков недвусмысленно заявил, что задержанные в Минске россияне, протестовавшие против перевыборов Лукашенко - нарушители белорусского закона. По мнению Сурикова, совершенно не важно, выкрикивали ли россияне антиправительственные лозунги, хулиганили ли, пытались ли ворваться в Дом правительства или просто так присоединились к протестующим. Они (опять же, пересказываю речь посла) находились на площади перед зданием Дома правительства, а значит - были виновны. Точка.

Я не буду говорить о том, что жесткость белорусских правоохранительных органов осудили в США, Евросоюзе и независимых правозащитных организациях. Не стоит даже упоминать о базовых принципах демократического общества. Я только об одном: о том, что про посла мы должны всегда думать, что он, что бы ни случилось, - за нас, за своих. Что его задача - сначала вызволить россиян из беды, а уж потом разбираться, кто там прав, кто виноват и какие санкции к кому применять.

Теперь думать так больше не получится. Прощайте, шведские антифашисты, теперь, перед тем как вас поддерживать, я сначала должен буду вспомнить, кто там у нас сейчас послом в Стокгольме. А то вдруг Сурикова переведут.