Главное
15:56, 9 февраля 2011

Мертвый сезон в Шарм-эль-Шейхе Андрей Коняев о саморазрушительном российском отдыхе

Андрей Коняев
Андрей Коняев

На первый взгляд, поведение российских туристов в Египте не поддается рациональному объяснению. В стране массовые беспорядки, еще чуть-чуть и отели лишатся воды и света. Да что там вода и свет - перестанут завозить пиво и мартини, а дым от костров, на которых египтяне будут неистово сжигать свое проамериканское прошлое, закроет Солнце.

В общем, ни выпить, ни позагорать, да еще разгневанная толпа может случайно перепутать с американцами и тогда вообще караул. Однако все это не смутило российских туристов (как когда-то не смутили их горы трупов и смытые в океан города в Индонезии после цунами 2004 года), которые решили продолжить отдых несмотря ни на что. Их вон даже вывозить начали только тогда, когда у большинства закончились путевки, и дело тут совсем не только в безответственности туроператоров.

В чем же кроются причины этого безрассудства? С одной стороны, можно все списать на жадность - мол, русский-то человек за копеечку и сам удавится, и семью не пожалеет. С другой стороны, подобная беспечность есть проявление несгибаемой веры в отечественный авось, который вывозит нас уже несколько столетий. Но я считаю, что дело не в банальной жадности или неистребимом пофигизме. Я думаю, что причина - в невероятной духовности россиян.

Начнем издалека. Мы знаем, что все рано или поздно умрем. Эта простая и понятная мысль, обесценивающая финансово-карьерные достижения любого отдельно взятого человека - от Путина до сотрудника коммунальных служб, живет за гранью сознания типичного обывателя. Чтобы хоть как-то отгородиться от осознания тщетности собственного бытия, он возводит забор из ежедневной работы, новой мебели, еще более дорогой машины, "Танцев на льду" по Первому и прочих меркантильных мелочей. При этом наш с вами отечественный обыватель, воспитанный на Достоевском и Толстом, в отличие от западного бездуховного быдла, не чувствует себя за этим забором комфортно. Дух россиянина заперт, дух россиянина страдает.

Единственная отдушина, благодаря которой он может вырваться на свободу - это заслуженный отдых от осточертевшей работы, которая и подпирает, словно фундамент, ту самую стену меркантильности. Да-да, именно поэтому россияне так любят отдыхать (а вовсе не из-за своей природной лени, как думают некоторые)! Но проблема заключается в том, что, выйдя за границы обывательского мирка, дух тут же напарывается на ту самую маячащую неподалеку мысль о кончине, о тщетности бытия.

Именно она, эта разрушительная мысль заставляет нас терять человеческий облик по пятницам, уходить в запой на январских праздниках и творить всякие безрассудства на курортах (в частности, упорно продолжать отдыхать, несмотря на близкую вероятность самой настоящей гражданской войны). Ведь что маленький человек, со всеми его сиюминутными страстями и достижениями, со всеми его тщетными усилиями и переживаниями, может противопоставить толстой, наглой и безразличной вечности? Ничего, кроме в лицо ей брошенного акта саморазрушения, попирающего саму идею смерти (спасибо тебе, инженер Кириллов из "Бесов"!).

Такая вот великая духовная борьба происходит на курортах Шарм-эль-Шейха и Хургады. А вы говорите, жадность...