Главное
13:42, 12 февраля 2011

Кафка на пляже Сергей Оболонков о фильме "Выкрутасы"

Сергей Оболонков
Сергей Оболонков

Комедия "Выкрутасы" является режиссерским дебютом Левана Габриадзе. Большинству российских зрителей этот человек известен прежде всего как скрипач из фильма "Кин-дза-дза". Уже основываясь на этом факте, можно догадаться, что кино получилось довольно странным. Впрочем, странности "Выкрутасов" фамилией режиссера не ограничиваются.

На пресс-показе представитель компании-производителя фильма подчеркнул, что Габриадзе похож на французского актера Жана Рено (сходство с актером оказалось весьма условным), и заметил, что в "Выкрутасах" имеется какое-то невероятное число монтажных склеек. Вероятно, качество фильмов растет пропорционально этому показателю. Впрочем, это все мелочи. Главный трюк в том, что работа Габриадзе - первая отечественная лента, в которой снялась актриса Милла Йовович.

Компанию ей составили вездесущие Ургант и Хабенский. Йовович исполняет роль обеспеченной москвички по имени Надя. (Возникает вопрос, не является ли это отсылкой к Надежде из "Иронии судьбы" Рязанова - ту ведь тоже играла заграничная звезда.) Ургант изображает ее бывшего одноклассника и нынешнего жениха. Его герой вполне соответствует Наде с точки зрения социального статуса, но является человеком наглым и эгоистичным. Однажды под колеса автомобиля этой пары попадает провинциальный школьный учитель Колотилов (Хабенский). Жертва ДТП влюбляется в Надю с первого взгляда. К героине же чувство приходит примерно после второго взгляда.

Однако минуте на десятой события переносятся из солнечной открыточной Москвы в родной населенный пункт Колотилова, приморский город Пальчики. Персонаж Хабенского едет домой, чтобы принять последний в своей жизни экзамен. Затем он планирует вернуться в Москву и вступить в брак с Надей. Однако уехать из Пальчиков Колотилову не дают - на вокзале у него отнимают паспорт, рвут билет на поезд, и дальше начинается, представьте себе, Кафка.

Теплый сонный городок Пальчики превращается в настоящий бытовой ад, из которого невозможно вырваться. Колотилову приходится собирать футбольную команду из детей-беспризорников, закупать в промышленных количествах слабительное в аптечном киоске и решать другие нетривиальные задачи. Каждый раз, когда до выхода вроде бы рукой подать, какая-то новая преграда (обычно довольно абсурдная) становится между героем и Москвой. Общее ощущение безысходности подчеркивают телефонные разговоры Колотилова с ожидающей его за свадебным столом Надей. Во время них персонаж Хабенского изворачивается как может и придумывает отмазки чуть ли не более нелепые, чем окружающая его действительность.

К сожалению, ближе к концу картина выворачивает на проторенную дорогу и становится вполне традиционной экшн-комедией. Зрители сталкиваются со всеми привычными ее атрибутами, включая погоню, проникновение на охраняемый объект и счастливый финал. То есть все, конечно, с самого начала догадываются, что картина завершится свадьбой Колотилова и Нади. Но все-таки первая половина фильма заставляет почувствовать определенную тревогу. За персонажей начинаешь переживать, думаешь - что же будет дальше? А вдруг сценаристы решат не использовать миллион раз хоженые сюжетные тропы? Вдруг быт приморского городка и бюрократия затянут героя с головой? Вдруг героиня так и останется на всю жизнь незамужней?

Странности фильма Габриадзе - безусловное достоинство "Выкрутасов". Второе после Миллы Йовович, которая, вне зависимости от актерских способностей, отлично выглядит на экране. Актриса к тому же отказалась от услуг дублерши и сама озвучила Надю. Легкий акцент Миллы добавляет персонажу определенного шарма. К сожалению, при этом "Выкрутасы" - довольно несмешная комедия. Если уж над чем и смеяться, так это над неудачными дублями, которые создатели фильма решили показать в самом конце.