Главное
16:53, 16 февраля 2011

Пращай, школа! Андрей Коняев о свежем проекте образовательного стандарта

Андрей Коняев
Андрей Коняев

Новое творение авторов ноябрьского хита "Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования", немало всколыхнувшего интернет, но прошедшего почти незамеченным для широких читательских кругов, представляет собой по сути римейк их первой работы.

Сюжет тот же: в недалеком будущем молодой человек, интересный, любознательный, не лишенный амбиций, решает пойти в старшие классы средней школы и оказывается не разочарован. Благодаря широким возможностям для творческого, личностного и научного роста он получает достойное образование и вливается в коллектив "креативных и критически мыслящих" россиян. Отличий у римейка и оригинала немного - авторы даже не потрудились добавить к названию какой-нибудь мощный подзаголовок, наподобие "Минобразования наносит ответный удар", - однако они есть.

Основное из них заключается в том, что авторам удалось немного подсократить документ, убрав целых 5 ненужных страниц (которых на самом деле в документе гораздо больше) из изначальных 79-ти. Общему впечатлению от произведения это, однако, не помогло - текста по-прежнему слишком много, и читается он, чего уж греха таить, через силу (автор этой рецензии даже взял на себя труд перелистать несколько страниц "Стандарта", посвященных математике, химии, биологии и прочим бесполезным для современного человека предметам).

Но главное, новое творение по-прежнему заметно провисает после общих положений - авторы уводят сюжет в совершенно непонятную сторону, оставляя читателя в разгневанном недоумении. Многие важные вопросы, возникающие по ходу прочтения, так и остаются без ответа. Например, объяснят ли школьникам разницу между Волконским и Болконским? И будут ли молодые люди знать, кто все-таки убил старушку в лихо закрученном детективе "Преступление и наказание"?

Учитывая все перечисленные претензии, можно смело сделать вывод, что авторам "Стандарта" не стоит рассчитывать на успех своего произведения у массового читателя, привыкшего к легкому, прямолинейному и понятному слогу Лукьяненко и Донцовой. Если где документу и суждено обрести успех, так это в узком кругу гнилых интеллигентов, сфера интересов которых, помимо постоянной критики российской власти, включает в себя и вопросы образования.

Вместе с тем, в новом "Стандарте" не так уж все и плохо - несмотря на его очевидные минусы, авторы создали вполне позитивное (можно даже сказать утопичное) произведение. В описанном ими мире молодые люди, не сильно заинтересованные в получении знаний по тригонометрии или литературе, смогут спокойно пережить 10 и 11 класс. В общем, мы получили то произведение, которого заслуживаем, актуальное, призванное честно ликвидировать остатки интеллектуальной спеси некогда "самого читающего" народа. Ведь, право слово, будем честны - те же молодые люди, которые по дороге в метро все еще читают книги, в массе своей делают это только потому, что пока не заработали на какую-нибудь портативную приставку или мобильник с проигрыванием видео.

В связи с этим, кстати, можно посоветовать Минобразования следующую версию стандарта не выпускать в печатной версии, а сразу экранизировать. Ведь во времена всеобщей безграмотности главнейшим из искусств для нас является кино, разве не так?