Главное
17:32, 22 февраля 2011

Между строк Ярослав Загорец о политических фантазиях

Ярослав Загорец
Ярослав Загорец

…18 февраля 2011 года в России произошла революция. Ближайший соратник Владимира Путина взбунтовался и решил штурмовать вершины власти, тандем практически раскололся, режим оказался в глубоком кризисе. И все это перед президентскими выборами 2012 года...

Если верить политологам и функционерам из "Единой России", то 18 февраля в Красноярске случилось именно это. Страшный сон партии власти фактически реализовал министр финансов Алексей Кудрин, ставший главным докладчиком на VIII Красноярском экономическом форуме. По мнению аналитиков, в своем выступлении он мало того что оформил окончательный раскол "путинцев" и "медведевцев", так еще и продемонстрировал свою лояльность действующему президенту, который чуть ли не сегодня-завтра должен объявить о своей готовности идти на второй срок.

Столь далеко идущие выводы были сделаны из фразы Кудрина про голосование 2012 года: "Важно, чтобы общество осознало, что эти выборы станут тестом. Смотром тех дел, которые осуществляет власть. Чтобы сами выборы были справедливыми и честными, чтобы на них были представлены все ведущие политические силы общества. Только это даст мандат доверия, который необходим для проведения экономических реформ. Если утвердится недоверие, то тогда и наши задачи не будут выполнены в полной мере".

Но позвольте, разве Кудрин сказал что-то такое, чего никогда не говорили бы Путин или Медведев? Важно, говорит, чтобы выборы были честными? Важно, никто и не спорит (забавно было бы посмотреть на чиновника, ратующего за нечестные выборы). Важно, чтобы в них участвовали все ведущие политические силы? Конечно, важно! И можно не сомневаться, что уж самые ведущие в них точно поучаствуют (как мы помним, о роли главного ведущего они договорятся между собой сами). Других ведущих у нас на горизонте не видно, но и их при желании можно найти - пары процентов голосов никому не жалко.

В "Единой России", однако, посчитали, что Кудрин в этакой завуалированной форме сомневается в легитимности выборов 2008 года, после которых президентом стал Дмитрий Медведев, а непосредственный начальник самого Кудрина - Владимир Путин - возглавил правительство. В связи с чем потребовали от министра финансов дополнительных объяснений.

То, что единоросы имеют зуб на Кудрина, не новость. Не секрет, что и сам Алексей Леонидович партию власти особо не жалует, в связи с чем прошлым летом между ними даже произошел небольшой конфликт. Удивляет другое - вслед за "Единой Россией" искать тайный смысл в высказываниях министра финансов бросились политологи - уважаемые, в общем, люди, без мнения которых не обходится ни одна газетная статья.

Их внимание, кстати, больше привлекла другая фраза Кудрина, не попавшая в официальную стенограмму его выступления, но растиражированная агентством Reuters. "У нас очень слабая система управления, в том числе в правительстве. Мы отклоняемся от своих решений", - цитировало агентство Кудрина, добавившего к тому же, что "мы живем как бы по понятиям больше, чем по правилам".

В этой цитате одни - как Глеб Павловский - увидели символ укрепления позиций Медведева и посчитали, что Кудрин присягнул действующему президенту как потенциальному кандидату на выборах 2012 года. Другие (например, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров) записали вице-премьера в лидеры какой-нибудь правой партии. Третьи вообще посоветовали Кудрину уйти в отставку, посчитав, что министр финансов не имеет права высказываться по вопросам политики.

В действительности же все намного проще. Кудрин последние 10 лет говорит то, что думает - про экономику, про бюджетное планирование, про социальную сферу и про политику. В правительстве это один из немногих людей, который не боится высказывать свое мнение, за что его регулярно критикуют и записывают в главные либералы.

У Кудрина есть веские причины, чтобы не бояться быть непонятым в каких-нибудь коридорах власти. Он готов идти против течения, доказывая свою правоту, - как было, например, в 2004 году в случае со Стабфондом. Идею создания финансовых "закромов родины" не критиковал только ленивый, однако Минфину удалось отстоять свою позицию, что позволило стране пройти мировой кризис без особых потрясений, а Кудрину - несколько раз получить звание лучшего министра финансов в мире.

Нельзя забывать и такую вещь. Еще в начале двухтысячных годов Владимир Путин, рассказывая про свою команду, охарактеризовал его как "порядочного и профессионального парня", которого он как следует узнал еще во время работы под началом Собчака. Что и говорить, если именно Алексей Кудрин в 1996 году поспособствовал переезду Владимира Владимировича в Москву.

Со времени прихода Путина к власти прошло 11 лет, отгремели три президентские кампании, сменились пять правительств, однако ни одно из этих событий никак не отразилось на позициях министра финансов, который работает на своем посту почти те же самые 11 лет. Рупор революции, говорите?