Главное
14:33, 8 апреля 2011

Потратим вместе Ярослав Загорец о разбазаривании бюджетных денег

Ярослав Загорец
Ярослав Загорец

По правде говоря, меня уже давно не удивляет, когда наше государство с легкостью тратит дикие деньги на что-нибудь не очень нужное. Например, на золотую кровать для МВД или дорогой автомобиль для какого-нибудь кавказского чиновника.

Что меня удивляет - так это то, что иногда у кого-то наверху включается красная лампочка и здравый смысл побеждает. Так было, например, в случае с ФЦП "Чистая вода", на которую не стали тратить 165 миллиардов бюджетных рублей, а растворили ее в какой-то другой госпрограмме. Сегодня та же история повторяется с ФЦП "Молодежь России", которую активно двигают Василий Якеменко и его соратники. На нее, правда, нужно намного меньше - "всего" 23 миллиарда рублей, однако Минфин в лице Алексея Кудрина, похоже, не даст пройти и ей.

Василий Якеменко, который сегодня ходит в аккуратном костюме и возглавляет Росмолодежь, известен совсем не своими успехами на государственном поприще. Злые языки утверждают, что он не только родился в печально известных Люберцах, но и был одним из активных участников местной группировки. Так это или нет, программа "Время", конечно, не покажет, но это на самом деле и не важно. Важно, что в годы своего взросления на суровых люберецких улицах Василий Якеменко получил очень полезные в жизни навыки. Например, по организации финансово успешных структур.

Если помните, он стоял у истоков "Идущих вместе" - пропутинского движения начала 2000-х. Появившись из ниоткуда, оно, мягко говоря, не бедствовало и регулярно проводило свои шумные акции, на которые обычно мало кто ходил бесплатно. Движение "Наши", выросшее на костях "Идущих вместе", как мы видим сегодня, материальных затруднений тоже не испытывает - достаточно взглянуть на их красивый офис или вспомнить их грандиозные селигерские посиделки.

Вопрос "откуда деньги", который, по идее, должен был бы последовать за этим мини-экскурсом в историю, я задавать не буду. И не потому, что дорогой читатель тут же обвинит меня в зависти к чужим деньгам. А потому, что никакого значения это уже не имеет. Откуда бы ни пришли к Якеменко средства на существование, он их давно грамотно распределил, за что его можно только похвалить. Однако поскольку сейчас он занимает государственный пост и распределяет деньги бюджетные - то есть наши с вами, мне хочется знать, на что я их руками господина Якеменко трачу.

И вы знаете, оказывается, я не один такой любопытный. На днях выяснилось, что министр финансов России Алексей Кудрин задает себе точно такие же вопросы и ответы на них находит далеко не всегда. При этом если я могу разве что статью или колонку в родное издание написать, то министр финансов запросто способен непонятные ему прожекты завернуть. Что он и сделал с ФЦП "Молодежь России", к которой оказалось причастно Росмолодежи во главе с Якеменко.

Интересно, что сказал Кудрин, когда впервые увидел текст этого документа? Насколько высоко взлетели его брови, когда он прочитал, что на "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи", "развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны" и "вовлечение молодежи в социальную практику" требуется почти 23 миллиарда рублей? Выпали ли из рук министра финансов его очки, когда он увидел, что половина этих денег (11 миллиардов рублей) будет выделена из федерального бюджета и пойдет на "формирование у молодежи российской идентичности" и "создание инфраструктуры государственной молодежной политики"?

О живой реакции министра на этот продукт генератора случайных фраз ничего неизвестно, однако он ему явно не понравился. О чем он интеллигентно заявил на заседании Госдумы, отметив, что Минфин не допустит дублирования расходов на то, что и так активно финансируется из бюджета. После этого в Росмолодежи от забуксовавшей ФЦП, конечно же, сразу открестились, указав, что ее разработка относится к ведению министерства спорта (в которое ведомство Якеменко как раз и входит), однако проговорились о главном. О том, что распределением денег, если бы эту программу все же приняли, занималось бы именно Росмолодежи.

Якеменко и его соратники вряд ли легко проглотят такой обидный щелчок по носу. В их пользу играет то, что решение Кудрина не окончательно, а значит, они еще могут протащить через правительство свою программу, о необходимости которой говорил, кстати, и Дмитрий Медведев (не называя, правда, цифры). Да и чудесное умение господина Якеменко всегда находить средства для своих затей вызывает одновременно и уважение, и тревогу. Однако твердость позиции Кудрина не может не вселять надежду. Надежду на то, что хотя бы часть денег из федерального бюджета будет потрачена с толком.