За окном отвратительная погода - мокро, холодно и нет солнца, а где-то в далеком селе Шеговары, о существовании которого знают лишь немногие, живет Эдуард Скрябин. В свободное от работы время (а работает он в местной котельной) Эдуард занимается тем, что в меру своих сил пишет музыку, снимает на собственные песни клипы и выкладывает их на YouTube. Многие пишут, что, мол, музыка полное г***, часто капслоком, да и соседи полагают, что Эдуард с прибабахом, однако он продолжает этим заниматься.
Главное препятствие на творческом пути у мечтателя из Архангельской области - это его собственный несовершенный вокал. Эдуард старается, однако пока у него получается не очень. К несчастью, в Шеговарах не найти преподавателя вокала, да и со специалистами по сведению голоса дефицит, поэтому ему приходится рассчитывать только на себя. Свои недостатки Эдуард, судя по его единственному пока доступному в интернете интервью, оценивает вполне трезво (петь он, кстати, начал, чтобы вылечиться от заикания - отсюда и особенности вокала и мимики, например, в непростой фразе "к корешам", на стыке двух глухих взрывных согласных).
"Нет, я во время учебы в Вельском сельхозтехникуме три аккорда на гитаре освоил и сам все программы по сведению музыки осваивал. А на блатных аккордах любую песню можно сочинить. Как-то закачал сольфеджио себе, у меня волосы дыбом встали. У меня образования нет, особого голоса нет - надо разрабатывать".
При этом сама по себе музыка у Эдуарда выходит неплохой и легко запоминается, причем независимо от желания слушателя (поставишь ту же "Я еду" пару раз, и все - непроизвольно начинаешь напевать себе под нос). По большому счету, творчество Скрябина попадает в модный нынче тренд - этакий восьмибитный ретропоп, так что умелый продюсер мог бы на Эдике (позволю себе такую фамильярность) нормально заработать. Живи Скрябин, например, в немецкой глубинке или каком-нибудь арканзасском поселке, его песни нам бы давно плешь проели. Однако в России-матушке оригинальность и самобытность для исполнителя, несомненно, вредны, поэтому плешь нам проедают стасы михайловы и димы биланы.
А вот офисному планктону клипы Скрябина нравятся тем, что там есть над чем посмеяться нормальному человеку. Сам герой, в стоптанных сапогах, худой, в свитере и куртке, вызывает гомерический хохот одним своим видом типичного жителя глубинки; тексты его песен изобилуют глупостями и нелепицами; и много еще чего. Но самое смешное, с точки зрения инертной массы, даже не это, а то, что Эдуард Скрябин пытается выделиться, - ведь всякое творчество это демонстрация собственного я, - и в этой своей попытке убог, а стало быть, смешон, ведь нет ничего смешнее чужого убожества.
Наверное, все это так и есть, однако мне кажется, что Эдуард Скрябин по-настоящему крут. Он мог бы давно и незаметно спиться в своей котельной и превратиться в ходячий перегной - благо его Шеговары в этом смысле не отличаются от десятков тысяч деревень и поселков по всей стране ("С высоты хорошо все, а так - в г*** по колено", - как говорит сам Эдуард), однако выбрал другой путь. Многие ли способны, как он, взять и не прогнуться под этот самый изменчивый мир? Многие ли смогут вот так вот - заикаться, но бороться с обстоятельствами ради совсем несложной мечты, которая точно не принесет никаких дивидендов? Я бы не смог.
За одно это при личной встрече с Эдиком хотелось бы пожать ему руку и сказать что-нибудь простое, но соответствующее моменту. Например, "так держать" или "молодец", или даже, ничего не говоря, крепко похлопать его по плечу. А потом прийти домой, расчехлить бас и вспомнить то давнее глупое время, когда поездки на заслуженный отдых, покупка дивана или пары кроссовок интересовали много меньше, чем невероятно крутая, на мой собственный взгляд, сбивка в куплете какой-нибудь новой песни. Потому что пока есть такие люди, как Эдуард Скрябин, упорно творящие что-то свое без оглядки на моду, критику и востребованность, в принципе, все будет хорошо.