Если вы на выходных смотрели новости, то наверняка обратили внимание на толпы американцев, праздновавших смерть их главного врага. Убийство Осамы бин Ладена вызвало в сердцах граждан США такой подъем, какой бывает лишь после окончания тяжелой и изматывающей войны. Кто-то наверняка видит в ликвидации "террориста номер один" символ победы США над мировым терроризмом. Что до меня - то мне было довольно странно смотреть на ликующую толпу, выкрикивающую "USA" в центре Нью-Йорка.
И не потому, что я считаю смерть любого человека - даже самого отпетого террориста - вселенской трагедией, заслуживающей исключительно молчаливого осознания бренности всего сущего. В случае с бин Ладеном - туда ему и дорога, как говорится. Привилегию скорбеть по убийце оставим его соседям по Абботтабаду.
Мое недоумение объясняется другим. Вспомните, как ликовал исламский мир после того, как два самолета врезались в башни-близнецы. Если забыли (а забыть это сложно, даже 10 лет спустя) - обратитесь к YouTube. А теперь сравните с тем, как радовались американцы гибели бин Ладена. Видите разницу? Я - нет.
Конечно, можно сказать, что граждане США отплатили этому абстрактному исламскому миру той же монетой. Вы бесновались, когда ваш герой убил три тысячи наших сограждан? Смотрите, как беснуемся мы, убив вашего героя. Однако, думается мне, с точки зрения имиджа Соединенных Штатов гораздо выгоднее смотрелась бы простая и тихая радость миллионов американцев, осознающих свое превосходство над теми, кого они задумали освободить от влияния террористов своей войной в Афганистане.
Можете со мной не соглашаться, но именно разящим чувством собственного превосходства отдает любая военная операция США за рубежом. "Несокрушимая свобода", начатая после 11 сентября - отнюдь не исключение. Одно название чего стоит. Именно поэтому в своем стихийном ликовании, устроенном по всей Америке в первые дни мая, американцы - увы! - мало чем отличались от афганцев, регулярно жгущих флаги США у себя на родине.
Но это не главное. В конце концов, не мне критиковать то, как какие-то люди радуются по поводу исполнения своей национальной мечты. У меня-то и мечты такой нет. Не выйду же я в самом деле ликовать по поводу убийства какого-нибудь Доку Умарова. Да что Умаров, которого наши спецслужбы "убивают" чуть ли не каждый месяц. Возьмите Шамиля Басаева - много ли народу в Москве и Санкт-Петербурге вышли на улицы праздновать его смерть в 2006 году?
Конечно, Басаев по сравнению с бин Ладеном - не такой раскрученный в мировом масштабе террорист. Однако для россиян он был не меньшим злом, чем Осама для американцев. Басаев - автор теракта в Буденновске, захвата "Норд-Оста", двойного взрыва самолетов в 2004 году и трагедии в Беслане. По-моему, одного Беслана хватило бы, чтобы россияне сплотились в своей ненависти к нему. Однако по каким-то причинам этого не произошло.
Возможно, мы слишком устали от терактов и всего, что с ними связано. Для США 11 сентября 2001 года стало вехой в истории, сравнимой с войной Севера и Юга. Для нас захват детей в школе - лишь эпизод в бесконечной веренице зверских преступлений, устроенных террористами на территории России. Для американцев бин Ладен был единоличным и безоговорочным олицетворением Сатаны на Земле, для россиян Басаев - очередным террористом эпохи двух чеченских войн.
Наверное, поэтому меня и смущает рев радости на Таймс-сквер. Меня не захлестывает восторг по поводу убийства преступника мирового значения. У меня нет желания выйти в центр города и размахивать национальным флагом. Петь гимн мне тоже не хочется. Впрочем, я и не американец. Ничего удивительного.