Главное
17:16, 6 мая 2011

Знал бы прикуп Антон Ключкин о гаданиях на будущего президента России

Антон Ключкин
Антон Ключкин

Пару лет назад мы поспорили с подругой по поводу того, кто станет следующим президентом России. Дело было пьяное, поэтому спор был заключен на более чем весомые для моего бюджета 500 долларов. Я ставил на то, что президентом в 2012 году станет Дмитрий Медведев. Подруга поставила на возвращение в президентское кресло премьер-министра Владимира Путина.

Так что теперь несложно догадаться, за кого я хотел бы проголосовать в 2012 году. Непонятно только, собирается ли действующий президент вообще выдвигать свою кандидатуру на эти выборы. Для российской политической системы такая неопределенность привычна, а вот я волнуюсь. Денег, знаете ли, жалко, а информации, которая могла бы меня успокоить - нет вообще. Пережевывание вестей с политических полей, в которых кому-то видятся разногласия в правящем тандеме, не в счет. В конце концов, где гарантия, что в президенты не выдвинут какого-нибудь третьего персонажа.

С начала 2000-х годов основным признаком большой российской политики является чудовищная неравномерность в распределении информации о товаре (президенте) между сторонами сделки (высшей бюрократией и населением соответственно). Это как раз тот случай, когда продавец (бюрократия) знает о товаре больше, чем покупатель (избиратели), поэтому способен впихнуть бедолаге любую политическую шелуху под брендом "достойный кандидат в президенты России".

Должно-то быть наоборот. Ну, понятное дело, даже в условиях более или менее действующей демократии всегда можно указать избирателю на определенный товар. Можно провести гигантскую предвыборную кампанию с фейерверками и блеяньем попсовиков, качественно разрекламировать кандидата на высший пост в государстве (бин Ладена вовремя поймать, курицы раздать пенсионерам). Но выбор-то все равно остается за избирателем-покупателем. Кто его знает, что у избирателя в голове повернется и как зафиксируется. Бывало так, что избирательные технологии не помогали.

В России, где продавец всегда прав, покупателю остается лишь надеяться, что ему не подсунут какую-нибудь совсем уж туфту. Поэтому я и завидую людям, которые видят сквозь ковры и знают, на каких фабриках готовится "изделие номер раз". Вот, к примеру, бывший глава администрации Кремля Александр Волошин (один из организаторов процедуры передачи власти от Бориса Ельцина к Владимиру Путину) уже знает имя президента, выборы которого пройдут через год.

Секрет Волошина раскрыл в своем блоге политолог Николай Злобин. По его словам, во время ужина с Волошиным он спросил чиновника о будущем президенте России. В ответ Волошин написал на салфетке некое имя, после чего листок был свернут и убран на хранение в конверт. Злобину, завизировавшему конверт своей подписью, Волошин пообещал показать написанную на листочке фамилию несколько позже.

"Я, честно говоря, не сомневаюсь, что там написана фамилия будущего президента России. Волошину она уже известна. Большинству остается только догадываться", - написал по этому поводу Злобин (которому, кстати, в 2005 году Путин на встрече с "валдайцами" давал расписку в том, что не будет баллотироваться на выборах 2008 года). Сам Волошин позднее политкорректно заявил Reuters, что не знает имени нового президента, а лишь строит догадки.

Мне салфетка, которая лежит у Волошина, честно говоря - пофиг. Мне нужен Медведев, который, избравшись, сделает мою жизнь на 500 долларов счастливее. Но вот нужен ли Медведев (Путин, Зюганов или кто-то усатый) России – вопрос еще тот. Жалко только, что ответ на него находится в конвертике в кармане Волошина, а не в головах у самих россиян.