Расти большой

Сергей Оболонков об увеличении площади Москвы

Согласно некоторым прогнозам, лет через 60-70 вся поверхность суши на планете Земля будет занята одним гигантским мегаполисом. (Разумеется, это случится только при условии, что в 2012 году не настанет конец света.) Точнее, не вся, а почти вся. Цивилизованные страны, например, оставят на своих территориях своего рода рекреационные зоны или, если хотите, резервации, где все желающие смогут гулять по специально подготовленной для этой цели палой листве, любоваться искусственными озерами, выращивать редиску и предаваться другим естественным радостям.

Также за границами мирового мегаполиса, наверное, останется Российская Федерация. Не из экологических соображений - просто сложно представить, чтобы кто-нибудь когда-нибудь освоил и застроил нашу огромную территорию. Да и к чему, собственно, ее осваивать? Еще Некрасов писал: тут и так все хорошо, под сиянием-то лунным. И кочи, и моховые болота, и пни. Нет безобразья в природе! Нечего портить виды зданиями, дорогами и прочими этими вашими инфраструктурами.

Выясняется, однако, что власти Москвы и Московской области пытаются-таки заглянуть в будущее и продумывают шаги, которые позволили бы столице РФ в дальнейшем влиться в глобальный мегаполис. В частности, недавно стало известно, что крупнейший российский населенный пункт станет еще больше (причем сразу чуть ли не в 2,5 раза) и потеряет свою приятную для глаза округлость форм.

Проект увеличения размеров Москвы в целом выглядит настолько невероятным, что оценить его масштабы, а также последствия его реализации в настоящее время не могут, кажется, не только сторонние наблюдатели, но и сами инициаторы. Вот, например, очень быстро появились сообщения о том, что в связи с расширением границ города будут продлены отдельные ветки метро. Станции, в частности, появятся в Румянцево и Коммунарке. Это примерно километра три-четыре от МКАД. Сама же Москва, согласно новому проекту, скоро будет кончаться в сорока с лишним километрах от кольцевой автодороги.

Поездки в метрополитене и автомобильные пробки - это две неотъемлемых составляющих жизни большинства москвичей (а заодно и гостей столицы). Согласно существующим планам, до большинства районов новой Москвы подземка не доберется. Соответственно, жителям этих территорий достанутся только пробки. Город сможет претендовать на упоминание в Книге рекордов Гиннесса - например, на такое: "самый длинный из зафиксированных в мире автомобильных заторов, общая протяженность - 80 километров".

Впрочем, говорить серьезно о проблемах с транспортом, магазинами, связью и новыми жилплощадями как-то даже не хочется. О проблемах можно рассуждать, когда что-то существует, но в недостаточных объемах и количествах. Между тем, на территориях, которые в скором времени станут Москвой, есть населенные пункты (то есть там живут люди), но инфраструктура попросту отсутствует. И каких-либо внятных планов, касающихся ее создания и уж тем более развития, пока что озвучено не было.

А даже если бы их и озвучили - что с того? Одно дело - распланировать и объявить, что Москва стала в два с половиной раза больше. И совсем другое - построить полноценный город, да еще и пригодный для проживания. Придумать что угодно можно хоть завтра, а вот воплотить идеи в жизнь будет не так просто. Поэтому можно предположить: Москва вырастет, но от этого ничего не изменится - по крайней мере, в ближайшее время. Новая часть города так и останется набором разрозненных и неблагоустроенных населенных пунктов, соединенных не очень качественными дорогами. Приезжие, выглядывая из окна автомобиля или поезда, будут спрашивать: "А что это там за болотце вдалеке виднеется, да еще рощица березовая?" - А мы, местные, будем гордо отвечать: "А это Москва, столица нашей родины. Просто у нас тут природная рекреационная зона. Или, если хотите, резервация".