Печерское правосудие Александр Поливанов о "деле Тимошенко"

Внутриполитические "разборки" на Украине давно надоели не только самим украинцам, но и россиянам: в последнее время мы предпочитаем гадать о том, когда же рухнет режим Лукашенко, а не о том, сколько лет впаяет Юлии Тимошенко Печерский суд. Между тем, в Киеве в последние недели создается уникальный прецедент для всего постсоветского пространства.

Конечно, решение суда еще не принято, поэтому говорить о каких-то результатах дела против бывшего премьер-министра Украины еще рано. Тем не менее, само по себе наличие такого процесса - уже нонсенс.

Дело тут не в том, как мы с вами относимся к Тимошенко (я уверен, что большинство либо никак не относится, либо считает ее просто вздорной бабой), а в том, что на Украине одна политическая сила начала судить другую политическую силу - своего главного соперника на прошедших и, вполне вероятно, на будущих выборах.

Вкратце история такова: в 2009 году власти Украины в лице премьер-министра Юлии Тимошенко заключили с Россией контракт на поставку газа. Потом власть в стране сменилась, и новый украинский президент Виктор Янукович смог добиться пересмотра условий газового договора в более выгодную для Украины сторону. Это дало повод новым властям обвинить старые в том, что они работали неэффективно. И подать на них за это в суд.

Ну то есть формально нынешний режим обвиняет Тимошенко не в неправильных действиях, а в превышении полномочий: она-де не могла решать вопрос о подписании контракта с "Газпромом" сама, а должна была сначала посовещаться с правительством (главой которого Тимошенко в то время являлась). Однако очевидно, что на символическом уровне весь скандал читается по-другому: Янукович судит Тимошенко за то, что она неэффективно управляла государством. Неслучайно и требования к Тимошенко предъявляются экономические: "Нафтогаз Украины", например, подал к ней иск на полтора миллиарда гривен, требуя покрыть ущерб от невыгодных контрактов.

Если же брать даже не символический уровень, а попробовать объяснить ситуацию совсем по-простому, на пальцах, то выходит так: Янукович, главным врагом которого на Украине остается Тимошенко, решил, воспользовавшись формальным предлогом и, возможно, какими-то лазейками в законодательстве, отомстить ей за все свои предыдущие невзгоды. И вот, бюрократическая машина запущена, Янукович от дела устранился и теперь как бы ни при чем: все решает независимый суд.

Чтобы весь цинизм этой истории был понятен до конца, давайте вспомним, как подписывался договор 2009 года. Тогда, если кто забыл, "Газпром" закрыл вентиль и остановил поставки газа - сначала на Украину, а потом и на всю Европу: транзитный газ "Нафтогазу" тоже не поступал.

Зима в 2009 году выдалась морозной, и добрый десяток европейских стран, оставшихся без российского газа, начал в прямом смысле слова замерзать. Транзит не возобновлялся день, два, неделю, десять дней... "Газпром" и "Нафтогаз" вели ожесточенные переговоры, ругались, добивались своего, но придумать ничего путного не могли: газ не шел, Европа постепенно серчала.

В итоге Юлия Тимошенко, с одной стороны, прижатая к стенке "Газпромом", с другой - своими обещаниями перевести отношения с России на рыночные условия, согласилась на невероятную цену за газ - 450 долларов за тысячу кубометров (правда, минус 20 процентов скидки).

Возможно, Тимошенко допустила ошибку. Возможно, она могла бы заключить и более выгодный контракт. Но стоит помнить, что, во-первых, позиция "Газпрома" была на тот момент очень сильной: компания обвиняла в срыве транзита Украину, а высокие цены на газ - рекордной стоимостью нефти (газ на рынке обычно оценивается по ценам на нефть с 9-месячным лагом; то есть, когда на кризисном рынке нефть резко упала в цене, стоимость газа все еще была высокой). А во-вторых, на украинского премьер-министра смотрела вся Европа. В такой ситуации необходимо было принять хоть какое-то решение, и Тимошенко взяла на себя смелость это сделать.

В большой политике не бывает решений, не ущемляющих чьих-нибудь интересов. Тимошенко свой выбор сделала, и за это (в том числе и за это) она расплатилась поражением на следующих выборах. О каком еще наказании для политика может идти речь после этого?

Сейчас на Украине происходит то, что пока (или уже) невозможно в других странах СНГ. Представьте себе: что было бы, если бы Дмитрий Медведев подал иск к Владимиру Путину: ну, например, за то, что тот на протяжении долгих лет субсидировал экономику Белоруссии на миллиарды рублей. А Путин, в свою очередь, подал бы жалобу на Медведева, который сформировал льготный налоговый режим для ряда компаний в "Сколково".

Виктор Янукович - неглупый политик. И как неглупый политик он должен понимать, что если суд над Тимошенко будет продолжен, то всего через несколько лет на скамье подсудимых окажется он сам. Украинская политика - такое дело, в ней все очень быстро меняется, и пощады, кажется, теперь не будет никому.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше