Россия
16:07, 26 августа 2011

Воскрешая мертвых Антон Ключкин о судьбе Холмса и Шурика в России

Антон Ключкин
Антон Ключкин

Газета "Известия" на днях порадовала читателей сразу двумя откровениями из мира кино- и телеиндустрии. Новость номер раз: для рекламы курортов Северного Кавказа решили переснять "Кавказскую пленницу" Леонида Гайдая силами киностудии Федора Бондарчука. Новость номер два: сериал "Централ партнершип" о Шерлоке Холмсе не загнулся, хотя роль детектива вместо Евгения Миронова исполнит более "бюджетный" Игорь Петренко, возможно известный вам по фильмам "Водитель для Веры" и "Звезда".

Встрепенулся ваш внутренний цензор? Махните на него рукой. Ни вы, ни я фильмов, подобных "Кавказской пленнице, или Новым приключениям Шурика" Гайдая и "Приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона" Масленникова не увидим. Обе этих картины были созданы в СССР, стране, которая жила своими страхами и надеждами. Тот zeitgeist уже не вернешь, поэтому и продукт, что получит зритель римейков, скорее всего, будет забыт уже через неделю, не больно-то и поколебав позиции советских классиков. Проблема в другом.

Реинкарнация Шурика и Шерлока – очередной признак кризиса российского масскульта, разучившегося генерировать свои идеи. В поисках вдохновения художники (да и политики) с упоением ковыряются в прошлом, привнося в наше культурное пространство уже отыгравшие в другой реальности смыслы. Кинопрокат потому столь быстро и взяли американские блокбастеры и корейский арт-хаус, что редкий отечественный фильм способен составить конкуренцию этой продукции. Мастодонты российского кино для зрителя - не моральные авторитеты, а лишь скучные люди, которые слепцами бродят по кинотеатрам в поисках своей аудитории. Российский же "голливуд" похож на макаку с пулеметом, которая палит во все стороны, не особо понимая, куда именно целится.

Хуже то, что не меньшие проблемы испытывает и отечественный рынок сериалов и мини-сериалов, которые транслируют главные каналы страны. Аудитория их, как правило, постарше той, что ходит в кинотеатры, модные веяния воспринимает с трудом. Вот телевизионные боссы и вбрасывают в эфир всякую чушь, которая, прикрывшись табличкой "российский сериал", существует лишь из-за отсутствия достойных альтернатив.

Неудивительно, что аудитория главных телеканалов неуклонно стареет. Молодой зритель, как и в случае с кинотеатрами, бежит со скучных кнопок на "веселые", уходит в интернет. Риск, чреватый потерей зрителей, здесь не принят, поэтому сериалы - мясо прайм-тайма - серы и, в большинстве своем, плохо запоминаются. Даже когда телевизионные начальники идут ва-банк, то в лучшем случае у них выходит байопик Достоевского, который, согласитесь, вряд ли может заинтересовать массового зрителя. Исключительно успешная "Ликвидация" потому так и выстрелила, что ее создатели смогли прыгнуть выше головы, вернув к экранам зрителей.

В США и Великобритании телеканалы смогли предложить своему, да и мировому зрителю, свежий взгляд на то, как должен выглядеть современный сериал. На российском ТВ, как в продуктовом магазине в позднем СССР, - пусто и печально. В России почти нет людей, способных гнать сезон за сезоном продукт, не снижая качества. В США годами в эфир выходят сериалы, качество которых на голову выше, чем все, что выдает российское ТВ. Создатели сериалов идут на эксперименты, которые в случае успеха приносят не только деньги, но и открывают новые горизонты.

BBC, выпуская "Шерлока", тремя сериями умудряется влюбить зрителя в своих героев, вынуждая их требовать продолжения. В России зрители, приученные телеканалами к тому, что все новое на самом деле – хорошо раскрашенное старое (привет, перламутровый Штирлиц), получат плохонькую кальку с фильма 30-летней давности. И если римейк "Кавказской пленницы" тихо падет в результате собственной бессмысленности, то новый "Шерлок", вместо того, чтобы приподнять зрителя над культурным оврагом, еще глубже втопчет его туда.

< Назад в рубрику