Россия
00:31, 4 сентября 2011

Похороните меня под фикусом Андрей Коняев о смерти и углеродном следе в истории

Андрей Коняев
Андрей Коняев

Наступила осень, закончились отпуска и ощущение тщетности бытия повисло в воздухе бесчисленных московских офисов. В далеком, еще школьном, прошлом судьба каждого менеджера среднего звена, чиновника или продавца в "Евросети" напоминала извилистую тропинку в джунглях с развилкой буквально после каждого поворота, а жизнь щедро одаривала шансами - цитируя одну социальную рекламу, "поступить в университет, устроиться на хорошую работу, завести семью".

С наступлением взрослой жизни существование всех этих людей превратилось в ровное прямое шоссе с непреодолимыми боковыми ограждениями, в конце которого уже маячит (плохая экология, лишний вес, сидячая работа - а что вы хотели?) финал этой самой бренной жизни. О чем еще, как не о тщетности всего сущего, думать простому человеку, стоя в очереди к ксероксу в своем сером и обшарпанном офисе в первый рабочий день после отпуска?

Смерть, впрочем, страшна человеку не столько фактом прекращения его (человека) существования, сколько своей незаметностью. Обидно, когда кульминация твоего бытия, аннулирование бесконечно богатого внутреннего космоса напрочь игнорируется остальным миром. Никаких гражданских панихид в центральном доме художника, скорбных передач по Первому каналу, ничего. Обратить на себя внимание простому человеку можно только покинув этот бренный мир с шумом - скажем, купив билет на неудачный круиз по Волге , либо оказавшись в августе на Саяно-Шушенской ГЭС.

Но прогресс не стоит на месте и именно благодаря ему стало понятно, что простому человеку не стоит отчаиваться, и его кончина вполне может быть замечена потомками.

Тут необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что есть такая замечательная теория, согласно которой причиной глобального потепления является человеческая деятельность. Адепты этой теории придумали так называемый углеродный след (carbon footprint) - суммарную массу углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу в результате производства какого-либо предмета или организации некоего события. Чем больше след какой-нибудь штуки, тем вреднее она для матушки-природы, и, следовательно, тем ближе крах планетарного масштаба.

Так вот, совсем недавно голландская организация по прикладным исследованиям посчитала углеродный след от четырех разных способов похорон. Самой экологически чистой оказалась ресомация - гидролиз тела в щелочной среде. После этого процесса (который включает разогрев тела до 180 градусов по Цельсию в гидроксиде калия) от человека остается горстка минералов и некоторое количество чистой воды. На втором месте расположилась криомация - замораживание тела до минус 196 градусов с последующем дроблением и сушкой в вакууме. На третьем - обычная кремация, а замыкает список классика - закапывание тела в землю.

В последнем-то пункте (создание памятников и поддержание кладбищ в должном виде, оказывается, плохо сказывается на природе) и скрывается лазейка, ведущая в вечность, прямо в компанию к Герострату. Главное только озаботиться тем, чтобы после смерти простого менеджера его закопали в землю и поставили какой-никакой памятник. Наверное, даже можно такое дело в контракт включать, для поддержания, так сказать, морального духа.

И тогда, если, конечно, теория про глобальное потепление верна, его кончина не пройдет незамеченной, а аукнется в далеком будущем голодами и войнами, которые спровоцируют повсеместное изменение климата. Ведь, кто знает, может тебе повезет и именно твой углеродный след столкнет хрупкое экологическое равновесие в пучину хаоса. Чем не бодрая и позитивная мысль для поддержания рабочего духа в эти осенние деньки?

< Назад в рубрику