Невежливый отказ

Ирина Якутенко о лицемерии Дня без автомобиля

Несколько дней назад в редакцию “Ленты.ру” пришло письмо от Мосгортранса, в котором от лица генерального директора предприятия главного редактора “Ленты” просили порекомендовать сотрудникам воздержаться от использования своих автомобилей. Полагаю, что подобные бумажки были разосланы во многие учреждения Москвы, но если их руководители вдруг не донесли эту, скажем так, необычную просьбу до своих подчиненных, напомню, что 22 сентября в городе проводился так называемый День без автомобиля.

Призывы оставить машину дома и отправиться на работу на общественном транспорте вызывают только одну реакцию - ярость. Энтузиасты Дней без автомобиля уверяют, что мое самопожертвование позволит “существенно улучшить дорожно-транспортную и экологическую обстановку в городе”, но мне почему-то кажется, что все эти призывы к моей гражданской сознательности – не что иное как показное лицемерие и попытки решить проблемы безобразной городской инфраструктуры за мой счет.

Лицемерием является сама идея, что за один день можно как-то исправить катастрофическую дорожную ситуацию в городе. Авторы прочувствованных пресс-релизов пишут, что они “хотят напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт” – да общественность и так помнит об этом каждый день, часами пытаясь припарковаться в центре города, где понастроили красивых бизнес-центров, только вот забыли оборудовать их парковками.

“Ну и отлично, - говорят сторонники Дня без автомобиля, - оставьте машину дома, и вы разгрузите центр”. Прекрасный план, только до центра нужно еще добраться. Большая часть москвичей живет гораздо ближе к МКАД, чем к Кремлю – а после расширения Москвы таких москвичей станет еще на несколько сотен тысяч больше – и автомобили они приобрели вовсе не потому, что им было некуда девать лишние деньги.

Самобытный архитектурный план города не предусматривает наличия метро на гигантских по площади территориях вне Садового кольца. Сорокаминутная прогулка до ближайшей станции метрополитена, теоретически, полезна для здоровья, но целебный эффект от моциона может здорово уменьшиться, если учесть, что маршрут такой прогулки часто пролегает вдоль шоссе или по неосвещенным промзонам.

Конечно, в Москве практически везде есть маршрутки и даже автобусы, которые ходят с относительной регулярностью. Но, во-первых, контакты с другими москвичами, которые в общественном транспорте неизбежны, порой бывают слишком уж тесными, особенно в часы пик, а, во-вторых, по ночам ни маршруток, ни автобусов в отдаленных московских “спальниках” нет, и вряд ли они там появятся, даже если все жители этих районов продадут свои машины.

Отдельно стоит отметить путешествия без автомобиля в гипермаркеты вроде “Ашана” или “Икеи”. Эти магазины и сейчас находятся не в шаговой доступности от жилых районов, а в ближайшее время городские власти планируют передвинуть их еще дальше. Думаю, каждый москвич знает, какое это удовольствие – добираться через вечно стоящий Теплый Стан до какой-нибудь Меги на автобусе. И совсем уж особое удовольствие выбираться оттуда вместе с сотнями других счастливых посетителей, едущих в обнимку с десятком объемных пакетов и орущими детьми.

Кстати, о детях. Чтобы они гармонично развивались и не болтались на улице, где их могут научить плохому, детей надо всячески развивать. Московские родители к этой задаче подходят серьезно, но вот только бассейны, музыкальные школы и подходящие спортивные кружки есть далеко не в каждом микрорайоне, так что частенько ребенок сначала идет плавать в Олимпийский, а потом едет разучивать гаммы в Марьино. Перемещение между этими двумя точками с мокрыми волосами и тяжелым рюкзаком с учебниками и спортивной формой при помощи метро и двух троллейбусов, конечно, можно рассматривать как отдельный тип нагрузки, но вряд ли это именно та нагрузка, которая способствует укреплению духа и тела.

Особо ретивые энтузиасты отказа от автомобилей призывают горожан вообще отказаться от общественного транспорта и массово пересесть на велосипеды. Для будущих высокосознательных москвичей даже построили целую одну велосипедную дорожку. Трудно спорить с тем, что велосипед – это прекрасно и полезно для здоровья. На велосипеде можно кататься с рюкзаком (или даже с двумя) и установить на багажник корзинку для покупок из гипермаркета. Говорят, что в Лондоне многие офисные работники и топ-менеджеры ездят на работу на велосипеде. Правда, в Лондоне зима длится не девять месяцев в году, а чуть-чуть поменьше, тротуары там чистят от снега и не заливают жидкостью, от которой растворяются шины. Но, может быть, глобальное потепление скоро поможет и Москву превратить в приличную европейскую столицу.

11:5513 апреля

«Я с бабой работать не буду»  

Она забралась в самое сердце мужского мира, точнее — под капот