Россия
16:54, 7 ноября 2011

Перетерпеть Илья Азар о религиозной нетерпимости

Илья Азар
Илья Азар

Один мой знакомый фотограф очень не любит московских мусульман. Причем в ту же Среднюю Азию он ездит регулярно и не испытывает особого дискомфорта, толкаясь с местными на Ошском базаре или обедая в узбекской чайхане. Москва же, по его мнению, исконно русский город, поэтому с Киргизией и Таджикистаном нужно вводить визовый режим, а въехавшим в столицу мусульманам надо запретить строить минареты и молиться на улицах. Все забываю у него спросить, стоит ли москвичам для большей русскости носить лапти и выгуливать на Тверской медведей.

Фотограф, стараясь выглядеть респектабельно, ссылается на европейский опыт. Действительно, в Швейцарии в 2009 году запретили строить минареты, а во Франции буквально месяц назад - молиться на улицах. Но он, во-первых, забыл, что у Москвы, как и у России в целом, во всем должен быть свой особый третий путь. А во-вторых, в Швейцарии мусульман меньше 5 процентов населения , а в Париже действуют 20 мечетей.

Для всех мусульман Москвы построено пока только четыре мечети. В октябре в интервью "Ленте.ру" мэр Сергей Собянин заявил, что новые мечети в Москве в ближайшее время не появятся (в прошлом году против строительства мечети в Текстильщиках выступили 10 тысяч москвичей). Между тем имамы московских мечетей заявляют, что московским мусульманам необходимо еще как минимум 5-10 мечетей.

Инициативу властей, которые выделили верующим мусульманам павильон в "Сокольниках" и планируют разрешить молиться на стадионах, раскритиковал глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. "Павильоны, где проходят выставки собак и кошек - не место для молитв. Приучение к одноразовым молельным помещениям разобщает умму", - сказал Гайнутдин в проповеди.

6 ноября слова муфтия разносились на всю округу из специальных фургонов со звукоусилителями на крыше. Помолиться в возведенной в начале XX века Московской соборной мечети (сейчас строится новое помещение с высокими минаретами) пришли, по данным московской полиции, около 80 тысяч верующих. Естественно, что большинству из них пришлось разместиться на улице. Многие приносили свои молельные коврики, остальные покупали на месте черные пакеты для мусора или куски обоев, на которых потом совершали намаз.

Пространная речь Гайнутдина в 10 часов утра воскресенья наверняка не порадовала жителей окрестных домов. Моя тетя, которая живет в одном из них, неоднократно жаловалась мне на все более многолюдные мусульманские праздники. Правда, на этот раз во время намаза в честь Курбан-байрама она сама была на службе - в православной церкви. Проехать по прилегающим к мечети улицам в течение двух часов, пока собирается народ и проходит молитва, действительно невозможно (пройти тоже очень тяжело). Когда мусульмане расходятся по домам, они массово перебегают Садовое кольцо, мешая движению, а потом создают давку в метро.

С этими несомненными неудобствами для граждан нужно бороться, но не запретами, а строительством мечетей или грамотной просветительской работой с мусульманами. Едва ли им так уж нравится слушать проповедь имама при температуре минус восемь градусов, а потом молиться на куске рулона обоев на асфальте.

У мусульман в целом, и у уроженцев Северного Кавказа или Средней Азии в частности, есть и другие, непривычные для вестернизированных русских обычаи. Мусульмане в XXI веке продолжают воровать невест и свергать опостылевшие коррупционные режимы. При этом от традиции прямо на улице резать баранов для жертвоприношения после принесения молитвы в Курбан-байрам московские мусульмане отказались (вместо этого они покупали самсу). Какие-то попытки зарезать барана все же были, но не в центре Москвы.

Охранник одного из зданий на улице Гиляровского, пока высказывал мне свое недовольство по поводу проходящего перед дверьми уличного намаза, сам же вспомнил про Пасху и осекся. И правда, чем так уж кардинально различаются массовые богослужения на Пасху и в Курбан-байрам? В конце концов Москва - это большой город, столица страны, где живут и мусульмане, и буддисты, и иудеи. Тем она и интересна. Шаурма - это тоже совершенно не русское блюдо, но почему-то она вкуснее и популярнее блинов и слоек.

Те, кто считают Москву исключительно русским и православным городом, могут поразмышлять над тем, что Пасху весной 2011 года отмечали 150 тысяч верующих (годом ранее 176 тысяч), а Курбан-Байрам этим холодным осенним днем - 170 тысяч. Количество мусульман в Москве с каждым годом только увеличивается, и в православный реванш верится с трудом. Путин и Медведев с удовольствием позируют в храме со свечками, но следуют их примеру все меньшее число россиян.

Так может, попробовать два часа массовой молитвы два раза в год перетерпеть (или даже поучиться у мусульман)? Хотя бы ради того самого народного единства, чей день отмечался накануне.

< Назад в рубрику