Спорт
16:58, 29 ноября 2011

В десятке Ярослав Загорец о первом российском пилоте Формулы-1

Ярослав Загорец
Ярослав Загорец

Когда Виталий Петров пришел в Формулу-1, мое отношение к нему было довольно скептическим. Очередной парень, у которого хватило спонсорских денег на то, чтобы сесть в болид - мало ли таких было в истории автогонок. Да, он из России, но для фанатов автоспорта со стажем национальная принадлежность спортсмена играет не самую главную роль. И все же теперь я считаю его успехи в Формуле-1 чрезвычайно важными для страны. Пусть они и не столь заметны.

Если вы не болельщик автогонок, вы вряд ли знаете о том, что Виталий Петров закончил чемпионат Формулы-1 2011 года на десятом месте. Об этом не трубят телеканалы, этого почти не заметили газеты, но для российского спорта это исторический момент. Гонщик из России попал в десятку сильнейших на планете, опередив еще 18 человек. Фантастика!

Если сравнивать уровень развития автогонок в России, в Европе, США или Японии, то можно сказать, что автоспорта в России нет. В стране выросло несколько поколений болельщиков, которые смирились с тем фактом, что Формулы-1 в России не будет никогда - как, впрочем, и России в Формуле-1. Нас годами кормили обещаниями построить трассу мирового уровня (в Москве, Калининграде, Ярославле, Туле, Санкт-Петербурге - да много где), иногда в новостях проскакивали сообщения о том, что вот-вот россиянин поедет в Формуле-1, но чем больше их было, тем меньше им верили.

Так получилось, что мы давно привыкли болеть за немцев, британцев, испанцев или финнов, поэтому когда в 2010 году Виталий Петров действительно подписал контракт с командой Renault, у меня лично сильных эмоций это не вызвало. У Renault был явный первый пилот - Роберт Кубица - и явная потребность в спонсорских деньгах, которые и принес в команду Петров. Болеть за обычного рента-драйвера только потому, что мы говорим с ним на одном языке? Нет, спасибо.

Еще больше отношение к Виталию Петрову ухудшила свистопляска, поднявшаяся вокруг Формулы-1 в России, апогеем которой стало усаживание Владимира Путина за руль гоночного болида. Понятно, что напрямую к Петрову это отношения не имело, но все же было не очень красиво. Внезапно страна узнала, что в мире существуют автогонки, внезапно "Лада" начала спонсировать команду Renault, внезапно в Сочи под боком Олимпиады нашлось местечко для автодрома Формулы-1 - и все это на фоне того, что автоспорт в России как был полулюбительским, так им и остался. Что и говорить, если в родном городе Петрова - Выборге - единственный автодром и тот находится на кладбище. В очередной раз в России начали не с того конца и даже этого не заметили.

И все-таки и Путин в гоночном шлеме, и нелепые наклейки "Лады" на болидах - все это внешняя сторона. То, что внутри - собственно гоночные успехи Виталия Петрова - заставили меня изменить свое мнение о нем. Первые очки он набрал уже в четвертой гонке в карьере, хотя в дебютном сезоне у него их было намного меньше, чем аварий и гонок вне очковой зоны. И все же это он, а не Кубица или кто-то другой лишил Фернандо Алонсо в том году чемпионского титула. Причем сделал это красиво и изящно, чем вызвал гнев всех без исключения болельщиков Фернандо.

А когда в первой же гонке 2011 года Петров финишировал на подиуме - это было что-то! Парень, никогда не занимавшийся картингом, умудрился обставить практически всех остальных пилотов Формулы-1, среди которых, между прочим, были три чемпиона мира и восемь победителей Гран-при. Больше того, по ходу сезона Петров чуть ли не в каждой гонке боролся с Шумахером, неоднократно заставляя того ошибаться. Да, концовка сезона получилась у Петрова не столь удачной - но ведь смог же он отстоять свою 10-ю позицию в общем зачете. Да, возможно он сохранил свое место в команде за счет спонсорских вливаний, которые сегодняшней команде Renault важнее способностей ее пилотов. Но то, как он боролся весь год на своей не самой лучшей машине, говорит за него гораздо красноречивее его банковского счета.

Далеко не все гонщики получают шанс раскрыть свои таланты сразу. Тем более в Формуле-1, которая перемолола многих молодых парней, хоть на секунду замешкавшихся со своим карьерным ростом. То, что Петров провел уже два полных сезона в Ф-1, является гигантским успехом как для него лично, так и для России, где до сих пор нет ни полноценных программ для молодых гонщиков, ни каких-либо серьезных автоспортивных традиций. Но чем больше Петров будет выступать на самом высоком международном уровне, тем больше шансов, что такие традиции появятся и у нас. А там, глядишь, и до чемпионского титула недалеко.

< Назад в рубрику