Главное
18:49, 28 декабря 2011

Своих не сдает Александр Поливанов о тех, кого Путин должен был уволить в 2011 году

Александр Поливанов
Александр Поливанов

Премьер-министр России, готовящийся стать президентом, известен тем, что не любит "перетряхивать" команду. С некоторыми людьми он работает уже около двадцати лет, с некоторыми - "всего лишь" десять. Он называет такой стиль работы "стабильностью", хотя точнее было бы описать его выражением "своих не сдаем" - принцип похвальный, но не всегда.

В 2011 году премьеру говорить о том, почему он не отставил тех или иных людей из своего окружения, приходилось чаще, чем обычно. Из тех, кого за последние двенадцать месяцев "не сдал" Владимир Путин, можно составить целый рейтинг.

На первом месте в таком рейтинге, безусловно, оказался бы министр транспорта Игорь Левитин. В 2011 году "вдруг" выяснилось, что под его руководством не работает ничего: ни система контроля за самолетами и пилотами, ни структуры, занятые на водном транспорте. Гибель 122 человек на теплоходе "Булгария" стала следствием того, что экипаж судна нарушил едва ли не все возможные правила перевозки пассажиров, но винить в этом только экипаж было бы наивно: без лазеек в системе контроля "Булгарии" не удалось бы получить разрешения на осуществление перевозок.

За первое место в рейтинге с Левитиным мог бы поспорить только один человек - глава Центризбиркома Владимир Чуров. После думских выборов никому уже не надо объяснять значение слова "чуровщина". С легкой руки президента Дмитрия Медведева глава Центризбиркома получил прозвище "Волшебник", но, кажется, только партии власти Чуров кажется волшебником добрым. Все остальные видят в нем математика-двоечника, который, однако, сохраняет свой пост исключительно благодаря магическим способностям.

Чуров и Левитин лидируют в рейтинге с большим отрывом, но это не значит, что только этим двоим удалось сохранить посты поближе к Путину, несмотря на провалы в работе. Главный идеолог Кремля Владислав Сурков провалил парламентские выборы: что бы ни говорила власть об отсутствии нарушений, но для значительной части россиян выборы 2011 года останутся нелегитимными. Сколько именно процентов на самом деле получила "Единая Россия", мы, похоже, так никогда и не узнаем, но даже по официальным данным поддержка партии власти сильно поубавилась. А ведь сама идея "Единой России" как партии, с помощью которой в Госдуме можно будет проводить любое решение, принадлежала именно Суркову. В конце декабря он перебрался из Кремля в Белый дом на пост вице-премьера, но вряд ли эти изменения серьезно повлияют на характер одного из самых загадочных соратников Путина.

Должность в 2011 году сменила и главная женщина российской политики - Валентина Матвиенко. Ее непревзойденное по количеству нарушений назначение в Совет Федерации удивительным образом совпало по времени с тем, что даже самые мирные петербуржцы стали особенно рьяно честить свою градоначальницу за "сосули", за то, что крыши текут по всему городу, за "Охта-центр" и за парадный псевдоремонт к 300-летию Питера. Несмотря на недовольство петербуржцев, Матвиенко пошла на повышение и стала (по крайней мере, формально) - третьим человеком в стране.

Не "утратили доверия" и три министра, которых оппозиция хочет отправить в отставку каждый год: Татьяна Голикова из Министерства здравоохранения, Анатолий Сердюков из Министерства обороны и Андрей Фурсенко из Министерства образования. Вместе с ними, похоже, крепко держится за свое кресло и министр спорта Виталий Мутко, которого не смущает то, что в одних футбольных командах избивают собственных игроков, в других - противоположной команды, а расизмом на трибунах российских стадионов возмущаются во всем мире.

Даже бывший министр финансов Алексей Кудрин, который вынужден был покинуть свой пост в сентябре из-за конфликта с Медведевым, все равно не остался без поддержки премьера. По собственным словам Кудрина, после отставки премьер-министр предложил ему должность руководителя Центробанка, то есть самую ответственную финансовую должность в России вне правительства. Кудрин в ЦБ пока не пошел и играет в какую-то странную игру с либерально-демократическими идеями, но по всем его выступлениям ясно: бывший министр финансов за Путина, и без его поддержки не останется. Тем более что уволил-то его не Путин, а Медведев. Премьер же его как раз таки демонстративно "не сдал".

Наконец, открытым остается вопрос о самом Дмитрии Медведеве. Еще осенью Путин пообещал президенту, в течение четырех лет доблестно исполнявшего роль статиста в театре одного актера, должность премьера. Из-за разных неожиданностей типа Болотной и Сахарова конструкция власти на ближайшие шесть лет, еще пару месяцев назад казавшаяся Путину такой кристально понятной, может претерпеть изменения, но ясно, что и Медведев без теплого места не останется.

Своих Путин не сдает, и потому обещанная им "чистка" правительства, намеченная на первые месяцы после выборов президента, кажется в значительной степени бессмысленной. Да, в правительстве, наверное, появятся новые люди, но нет сомнений в том, что все они будут из числа "своих", а старая гвардия останется в ближайшем путинском окружении.