Жизнь как голубая фишка

Александр Поливанов о применении биржевых правил к жизни

Одно из самых известных трейдерских правил - "покупай слухи, продавай новости". Другое, еще более банальное - "продавай слухи", если вдруг узнал, что скоро произойдет что-то не то. Эти правила отлично работают на бирже, но когда дело доходит до управления людьми, а не акциями, эти правила могут дать сбой.

"Покупай слухи, продавай новости" - интуитивно очень понятное правило. Давайте представим, что акции "Ленты.ру" свободно торгуются на рынке, их можно купить или продать. И вот, опять же, допустим, узнаете вы из личной беседы с каким-нибудь Ильей Азаром или Артемом Ефимовым (их несложно найти во всем известных барах), что "Лента.ру" собирается взять в колумнисты Ксению Собчак или, например, Дмитрия Медведева. Илья Азар или Артем Ефимов уже жалеют, что проговорились, но вы потираете руки: вы знаете, что когда о новых колумнистах станет известно всем, акции "Ленты.ру" пойдут вверх.

И вот вы покупаете, значит, ценные бумаги нашего издания и ждете. Как только новость о Собчак с Медведевым опубликована, вы уже тут как тут - продаете акции по высокой цене (покупателей всегда будет масса) и спокойненько считаете прибыль. Закон об инсайде в России пока работает плохо, авось, вам сойдет это с рук. А Азара с Ефимовым, может, и уволят, но это уже не ваше дело.

В обратную сторону - "продавай слухи, покупай новости" - правило не работает. Просто потому что если вы раньше всех узнали о том, что где-то что-то пошло не так (в нашем конкретном примере - уволили из "Ленты.ру" ведущих Твиттера, весь выпуск или, скажем, Ивана Яковину с Анной Вражиной), то вы продадите акции, но покупать их в момент выхода официальной информации не будете. Потому что, скорее всего, ценные бумаги нашей редакции будут падать и дальше. Таким образом, правило укорачивается до "продавай слухи". Если они не подтвердятся - что ж, ничего страшного не произойдет, вы просто не заработаете лишних денег, но и не уйдете в минус.

Теперь рассмотрим пример посложнее - ну, например, аналогию делу Стросс-Кана. Допустим, кто-то из редакторов "Ленты.ру" запустил слух, что Валерий Панфилов однажды, засидевшись допоздна на работе, увидел красивую уборщицу-узбечку и то ли сделал с ней что-то нехорошее, то ли она успела закричать и вызвала охрану, в общем произошла некрасивая история. Об этом шушукаются в курилке, об этом говорят за обедом, когда Панфилов приходит в редакцию, ему не смотрят в глаза, некоторые не подают руки.

Наконец, о Панфилове выходит заметка в Life News. Акции "Ленты.ру" тут же идут вниз, газетчики звонят в редакцию, пытаясь получить комментарий от Панфилова. Сам Панфилов прибегает к главному редактору и клянется, что он узбечку и пальцем не трогал. Что делать главному редактору? "Продавай слухи", - скажут биржевики, то есть "сливай Панфилова".

Или вот еще один сложный вариант - "дело Хильдебранда", пример очень свежий. Допустим, что у жены Андрея Коняева есть рекламное агентство. Коняев, конечно, не в курсе рекламной политики "Ленты.ру", но он участвует в летучках, понимает, откуда издание берет деньги. И вот однажды на "Газете.ру" появляется спецпроект, где главным спонсором оказался стиральный порошок "Уходи". Он очень похож на планируемый "Лентой.ру" проект со стиральным порошком "Изыди".

Может быть, "Лента.ру" и "Газета.ру" и решили бы эту проблему как-нибудь по-тихому, но о скандале опять узнали в Life News. Коняев объясняет всему рекламному отделу - да не знал я ни про какой "Изыди", а если бы знал, и говорить бы не стал, что я, идиот? Но от работы с рекламой Коняева отстраняют, а перед главным редактором снова встает вопрос - "продавать ли слухи"? Ведь чисто теоретически два проекта с "Уходи" и "Изыди" могли прийти в голову двум интернет-редакциями сами собой. Вопрос для главного редактора тем сложнее, что он знает: если Коняева "продать", то потом, по биржевому правилу, "купить" его будет очень сложно.

Примеры на материале "Ленты.ру" могут показаться сколько угодно игрушечными, но по сути именно в таких ситуациях оказался весь мир с делами Стросс-Кана и Хильдебранда. В обоих случаях судьбу экономистов как будто бы решал биржевик - Стросс-Кана и Хильдебранда, не задумываясь, "продали на слухах" (Стросс-Кан уволился из МВФ и выбыл из президентской гонки во Франции, Хильдебранд - лишился поста главы ЦБ Швейцарии), а когда выяснилось, что слухи эти "сильно преувеличены", "купить" не смогли - это было просто невозможно.

А казалось бы, достаточно было просто не читать Life News.

Экономика00:0214 августа

Построят всех

Россия возвращает советское будущее. Это будет очень дорого
16:03Сегодня
Экономика07:0315 августа

В тени не стоять

Налоговики вплотную занялись «серыми» грузоперевозками
Экономика09:4514 августа

Молочные реки

Молочники, конкурируя с Белоруссией, придумывают новые формы ведения бизнеса