Из жизни
19:12, 20 января 2012

Мужество терпеливых Ярослав Загорец о культуре бороды

Ярослав Загорец
Ярослав Загорец

Аккуратно одетый негр с короткой стрижкой и гладко выбритыми щеками стоит на пустой автомобильной парковке. Правой рукой он держит за волосы мужскую голову, которая при более детальном рассмотрении оказывается его же собственно головой - только с бородой и пышной шевелюрой. Поза молодого человека говорит о том, что он готовится бросить эту голову как можно дальше. Сожаления он явно не испытывает. Сомнений нет - все дело в бороде.

Именно такую рекламу в прошлом августе выпустила компания Nivea, знаменитая своей пеной для бритья и многочисленными мужскими лосьонами. Выпустила - и тут же попала под шквал критики за слоган "Вернись к цивилизации". Американские СМИ оскорбило то, что призыв к мужчинам следить за своей внешностью и регулярно бриться был построен на стереотипе "негр, значит нецивилизованный".

При этом главное, чем примечательна эта реклама, усилиями помешанных на расизме журналистов прошло мимо потребителя (это особенно хорошо видно по реакции на точно такую же рекламу с белым парнем - ее попросту не заметили). А примечательна эта кампания в первую очередь тем, что борода за последние десятилетия в массовом сознании стала если не визуальным отклонением, то по крайней мере отличительной особенностью фриков.

Можно пойти дальше и заявить о том, что в современном мире существует дискриминация по признаку бороды, но я не буду этого делать. Я хочу сказать о другом - мы сами в этом виноваты. "Мы" - значит мужчины.

Посмотрите в зеркало. Теперь вокруг. Теперь снова в зеркало. Увидели что-нибудь похожее на это? Уверен, что нет, а если увидели - то вам повезло. Потому что у большинства из нас растительность на лице представляет собой либо полное ее отсутствие, либо легкую небритость (ее стильность чаще всего весьма сомнительна), либо ту же небритость, только запущенную. И речь здесь не только о России. Во всем мире к бороде стали относиться преступно легкомысленно.

Объяснить это легко. В первой половине XX века волосы на лице практически вышли из употребления - спасибо развитию безопасных бритв, которые сделали из любого мужчины профессионального брадобрея. Зачем тратить время и деньги на цирюльника, если можно легко и быстро побриться самому. Бритье бороды оказалось настолько менее затратным, чем ухаживание за ней, что борода исчезла с наших лиц на несколько десятилетий. Хиппи и прочие неформалы вернули ей право на существование, однако к "тем самым" бородам хаотичные заросли на их лицах никакого отношения уже не имели.

Борода девальвировалась и продолжает терять общественную значимость. Мужчины (по крайней мере, те из них, кто может похвастаться потенциалом отрастить нормальную бороду) утратили традицию поддерживать свой внешний образ и гордиться наличием бороды. Мы добровольно закопали в пене для бритья свои "павлиньи хвосты" и стыдливо посыпали их редкими волосками небритости.

Согласитесь - ну у кого из нас есть лишнее время и деньги, чтобы ради бороды ежедневно ходить к парикмахеру? Это смешно и несовременно. Максимум, что мы разрешаем себе в качестве "изысканной вольности" - это усы, за которыми мы, впрочем, точно так же забываем регулярно следить. К тому же надо быть Фредди Меркьюри, чтобы усы отдельно от бороды выглядели красиво и круто.

При этом у бороды, усов, аккуратной небритости и прочих проявлений этого вторичного полового признака есть гигантский нереализованный потенциал. Интерес к наличию волос вокруг рта никуда не исчез, что видно хотя бы на примере уже который год дрейфующей по социальным сетям рекламы "бородатых шапок". Если к этому добавить, что многим женщинам до крайности нравится аккуратная щетина у их мужчин, то при должных навыках и терпении можно добиться возвращения бороды на первое место в списке критериев мужской красоты.

Просто нужно однажды решиться перейти в этот разнообразный бородатый мир. Если сделать это с умом, то никакая реклама нам уже будет не страшна.

< Назад в рубрику