Экономика популизма

Александр Поливанов о "ручном управлении" в мирное время

В середине января Владимир Путин встретился с футбольными болельщиками. Те попросили его сделать подешевле авиабилеты на Евро-2012. Премьер немного подумал и сказал, что "Аэрофлот" и "Трансаэро" не обеднеют, если пару недель будут летать на Украину и в Польшу бесплатно. Уже на следующий день "Аэрофлот" и "Трансаэро" согласились понести убытки ради того, чтобы премьер порадовал болельщиков. Думаете, это простой предвыборный ход? Нет, это самая точная модель путинской экономики.

Как не трудно догадаться, сделка эта для "Трансаэро" и "Аэрофлота" экономического смысла не имеет. Путин на встрече с болельщиками говорил что-то о том, что, мол, авиакомпании за свой альтруизм получат имиджевый профит: их репутация благодаря бесплатным билетам улучшится. Так-то оно, может, и так, но болельщики, если "Трансаэро" и "Аэрофлот" действительно пойдут на такую рекламную акцию, все равно будут эти авиакомпании путать, а скидки - называть вовсе не "трансаэровскими" или "аэрофлотовскими", а исключительно "путинскими".

С точки зрения антимонопольного законодательства тут тоже не все чисто: порой весьма жестко конкурирующие друг с другом компании, одна из которых государственная, а другая частная, вдруг ни с того ни с сего проводят рекламные акции, похожие до степени смешения. Нет ли тут сговора? Ведомству наверняка найдется, о чем подумать.

Сделка не имеет никакого смысла и с точки зрения поддержки пассажиров. Да, несколько тысяч человек действительно улетят за рубеж со скидкой, но ведь все остальные так и продолжат летать по дорогим и очень дорогим тарифам. Между тем, если бы правительство дало "Аэрофлоту", "Трансаэро" и другим перевозчикам возможность свободно соревноваться за болельщиков, то заработал бы рыночный механизм снижения цен. Возможно, после этого авиакомпании стали бы точно таким же образом соревноваться и по другим направлениям, так что конкуренция в конечном итоге понизила бы цены не только на рейсы в Варшаву и Киев.

Наконец, сделка Путина с "Аэрофлотом" и "Трансаэро" прямо вредна, если рассматривать ее в контексте мер по развитию бизнеса в России. Ведь получается, что государство одной рукой вроде бы как налаживает конкуренцию, поддерживает мелкий и средний бизнес, а второй - не оставляет им шанса заработать, выделяя из всей массы только две авиакомпании, причем самые крупные в России.

В рамках избирательной кампании иногда можно пожертвовать экономической логикой ради привлечения электората - ничего страшного в этом нет. Страшно то, что работает модель "ручной экономики" и не во время президентской гонки. Всем известно, что если вовремя попросить, то правительство или топ-менеджеры госкомпаний могут принять решения, не имеющие ничего общего с экономической логикой.

Вот, например, крупнейшая нефтяная компания страны вывозит практически всю нефть через трейдера, который принадлежит российскому бизнесмену - и даже не важно, знакомый он премьер-министра или нет. Важно, что он все дальше и дальше продвигается в рейтинге Forbes за счет удачного посредничества между госкомпанией и рынком.

Или вот еще один отличный пример. В течение пяти лет (с 2005 года) в России не менялась ставка налога на добычу полезных ископаемых по газу, хотя год за годом чиновники заявляли, что хорошо бы ее поднять, а то, мол, несправедливо получается - нефтяные налоги в то же время росли регулярно. Цены на газ увеличивались, инфляция составляла по 10 и больше процентов в год, но ставка НДПИ по газу так и оставалась 147 рублей за тысячу кубометров. Это типичная российская ситуация, если учитывать, что председателем совета директоров "Газпрома" с 2002 по 2008 год был Дмитрий Медведев.

Принцип "ручной экономики" эффектно и эффективно работает, если речь идет о войне, особенно когда никто не хочет брать на себя ответственность за жесткие решения. В мирное же время "ручная экономика" похожа на китайские подделки одежды "ручной работы". Посмотришь на такой вот китайский пиджак или юбку невнимательно, и вроде кажется, что клево выглядит: и фасончик модный, и лейбл крутой. Вот только чуть дернешь в одном месте, затрещит по шву, начнешь шов зашивать - под мышкой расползется.

Экономика00:0022 апреля
Джефф Безос

Все продам

Самого богатого человека мира давят Трамп и Роскомнадзор. Миллиарды не помогут
Экономика14:5729 марта

Угольная зависимость

Почему мир не может отказаться от ископаемых видов топлива