8 апреля в Москве состоялась 25-я церемония вручения главной российской кинематографической премии. Увы, юбилейное мероприятие запомнится не в связи с фильмами, удостоившимися наград, а из-за не очень приятного инцидента с участием Ксении Собчак, Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова.
Хаматова вместе с коллегой по фонду "Подари жизнь" Диной Корзун поднялась на сцену, чтобы получить премию "За гуманизм". Выдавать "Нику" с такой формулировкой само по себе довольно странно - премия-то все же кинематографическая. Так что почему бы не отметить Хаматову и Корзун наградой, например, "За честь и достоинство" (именно такую почетную "Нику" на прошедшей церемонии получил Олег Басилашвили)? Впрочем, речь идет о премии Российской академии кинематографических искусств, так что право решать, кого и за что именно награждать, принадлежит, безусловно, не нам, а академикам.
Евгений Миронов, вручавший "Нику" Хаматовой и Корзун, многократно поблагодарил обеих за гуманитарную деятельность, а также посоветовал не обращать внимания на критику, поступающую от "бездельников, авантюристов и ублюдков". Миронов, видимо, подразумевал неоднозначную реакцию публики на видеоролик, в котором Хаматова призывала голосовать на президентских выборах за кандидатуру Владимира Путина. После этого Ксения Собчак сочла возможным спросить у Чулпан, поддержала бы та премьер-министра, если бы не занималась благотворительной деятельностью.
Собчак, отметим, была приглашена на церемонию исключительно в качестве ведущей - человека, который не журналистское расследование проводит, а исполняет функции, строго определенные регламентом мероприятия. То есть ее вопрос в данной ситуации был настолько неуместен, насколько это вообще возможно. Реакция на него, впрочем, оказалась вполне предсказуемой. Собравшаяся в зале публика Собчак освистала (Ксении, впрочем, не привыкать). Хаматова отвечать отказалась, справедливо сославшись на то, что церемония вручения "Ники" - не политическая акция, а "кинематографический праздник кино". Зато за нее почему-то ответил все тот же Миронов - он уверенно прокричал в микрофон, что "поддержала бы".
В общем и целом, вся эта ситуация выглядит как вставной позолоченный зуб в не очень здоровой челюсти. Или даже сразу три зуба: один - это, собственно, кинопремия "За гуманизм", второй - Собчак с неуместным вопросом, третий - Миронов, считающий, что вполне может высказываться за Хаматову. К сожалению, есть вероятность, что уже через пару недель будут вспоминать именно эти позолоченные аномалии, а не те фильмы, которым достались награды за художественные достоинства.
Люди устроены примерно как сороки. Только если пернатые тащат всякие блестящие штуковины к себе в гнездо, то мы забиваем ими свои головы. Вот так и с "Никой": из-за того, что посторонние вещи просто-напросто ярче блестят, о кино, кажется, забыли и вспомнят в лучшем случае через год.