Главное
13:46, 21 апреля 2012

Убить слона Ирина Якутенко о принципиальности

Ирина Якутенко
Ирина Якутенко

Испанский король Хуан Карлос в самый разгар тяжелейшего кризиса в своей стране съездил на сафари в Ботсвану. За государственный счет, разумеется. Активный отдых августейшей особы держался в секрете, и любовь монарха к охоте на слонов вскрылась только потому, что, будучи в Африке, Хуан Карлос неосторожно отправился в туалет и сломал ногу. Отдых правителя здорово возмутил его подданных, которые и так тратят на содержание королевской семьи 8 миллионов евро в год: под гневной петицией уже подписалось больше 50 тысяч человек.

Но мне стало весело: молодец король, на словах ночей не спит, думает о безработице (незадолго до поездки в Ботсвану монарх прочувствованно рассказывал, как его беспокоит ситуация в стране), а на деле не отказывает себе в маленьких удовольствиях. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что Хуан Карлос уже много лет является почетным председателем Всемирного фонда дикой природы.

Поступки его величества едва ли можно назвать достойными подражания, но зато они хорошо понятны большинству людей. Это можно назвать гибкостью, а можно - лицемерием. Люди обычно склонны к компромиссам, в том числе и со своими собственными принципами. Поклясться не есть после шести - а потом разок-другой все же позволить себе совершить ночью набег на холодильник. А как насчет зарока трижды в неделю посещать спортзал? Сидеть в интернете не больше двух часов в день? Читать как минимум книгу в месяц? Не говоря уже о сакраментальном обещании начать новую жизнь с понедельника?

Менять свою жизнь трудно, и многие хотя бы на первых этапах позволяют себе поблажки. Особенно если от выполнения зарока никакого удовольствия.

Совсем не так ведут себя фанатики чего угодно: сохранения лесов, защиты животных, феминизма, борьбы с международными корпорациями. Они не позволяют себе даже крошечного отступления от принципов и готовы растерзать других за малейшую слабость. И именно поэтому исступленные приверженцы любой высокой (или не очень) идеи вызывают настороженность: нормальным людям такая упертость кажется странной. Инстинкт подсказывает, что неукоснительное следование придуманному кем-то плану рано или поздно неминуемо приведет к срыву. Каким бы жестким ни был сук, если на него нападает достаточно много снега - он сломается. Гибкая веточка, пусть и гораздо меньшей толщины, прогнется, но выдержит.

Возвращаясь к Хуану Карлосу: я вовсе не хочу сказать, что хорошо убивать слонов или шиковать в кризис на бюджетные деньги (то и другое плохо - никогда так не делайте, дети!). Но если людей не загонять в угол, не заставлять менять свои привычки навсегда, а давать им некоторое пространство для маневра, то они с куда большей охотой будут делать правильные вещи.

А то сейчас те, кто с пеной у рта ругаются на Хуана Карлоса, кажутся куда менее симпатичными, чем он сам - распущенный и равнодушный к бедам собственной страны монарх.