Вот говорят, что в России в последние десять с лишним лет не было политики. Это не совсем так. Не было политики как игры по-крупному. Была игра в наперстки.
Неугодного политика не побеждали в политической борьбе - на дебатах, на выборах, - а просто отстраняли от этой борьбы: не давали зарегистрировать партию, не давали выставить свою кандидатуру на выборы, вытесняли из "больших" СМИ. Дебаты и выборы - это игра всерьез, это борьба и риск. Всерьез играть у нас разучились.
Когда возникали разногласия с какой-то общественной группой, власть не использовала ни один механизм содержательного общения с нею: ни СМИ, ни парламент - ничего. Вместо диалога власть "посылала сигналы".
В конце концов, прямой запрет открывать рот - это тоже специфическая разновидность общения. Это как раз игра по-крупному, с серьезными ставками. Например, просто взять и запретить митинг. Но нет, активистам ничего прямо не запретят - им скажут, что вот буквально пять минут назад другая инициативная группа граждан подала уведомление о проведении своего мероприятия (какого-нибудь форума доноров или слета любителей постного борща) ровно на том же месте и в тот же час. Знаете, скажут, эти (несогласные) пришли занимать очередь к окошку, куда надо подавать уведомление, до официального рабочего дня. Толпились в дверях. Вот мы и приняли уведомление у тех (согласных) через черный ход... Даже не подлое, а подленькое наперсточничество.
Между прочим, во многом на таком же наперсточничестве строится и внешняя политика России. Когда возникают разногласия с сопредельным государством - вместо того, чтобы играть на международной арене всерьез, наперсточники запрещают вино. Или минеральную воду, или сыр. А то еще, бывает, натравливают на послов свой агрессивно-послушный молодняк. Все что угодно, лишь бы не делать серьезных ставок. Один раз доигрались до войны.
В российском обществе происходит - уже, пожалуй, произошел - тектонический сдвиг: невесть откуда взялись люди, которые громогласно заявили, что хватит уже этих наперстков. "Мы хотим серьезной игры по твердо установленным правилам и с серьезными ставками", - говорят они. А власть опять суется к ним со своими наперстками. Ты ей про честные выборы - она тебе "не лежите на газонах". Сотня тысяч человек выходит на улицы в лютый мороз, требуя внятного диалога с властью - им навстречу доктор Онищенко, который бубнит, что на митингах распространяется грипп.
После "Марша миллионов" протестующих гоняют ОМОНом, рассчитывая, что "рассосется". Когда не "рассасывается" ни завтра, ни послезавтра, становится понятно, что тут идет игра по-крупному - и власть снова оказывается не готова к серьезным ставкам: ОМОН отзывают и изобретают новый способ сыграть в наперстки. Суд - выдающийся, кстати, результат бесконечной игры в наперстки. Мантра "идите в суд" однозначно воспринимается как "идите в жопу" - суд, стало быть, принимает решение о разгоне лагеря #ОккупайАбай, которое мало того что юридически небезупречно, так еще настолько издевательски-жульническое, что обитатели этого лагеря вообще не являются стороной в этом процессе.
А потом возмущаются радикализации общественного движения. Ну а что вы хотели - даже в самых респектабельных играх для шулеров предусмотрен канделябр.