Главное
16:18, 28 мая 2012

Гуманитарная помощь Иван Давыдов об уникальном российском опыте

Иван Давыдов (заместитель главного редактора интернет-газеты Slon.ru)
Иван Давыдовзаместитель главного редактора интернет-газеты Slon.ru

Во всех итоговых программах на метровых каналах мелькали в воскресенье пугающие кадры: полиция в самых что ни на есть цивилизованных странах колошматит каких-то демонстрантов. Что-то горит, ну, или, как минимум, дымится, летают дубинки, импортные космонавты волокут в импортный же автозак импортного протестующего... Все это должно было россиянину доказать простую истину: где ни живи, а конфликт с государством чреват побоями. Вообще, неприятностями.

И нет, я не собираюсь этот тезис оспаривать. Погружаться в пучину иностранных законодательств, пытаться объяснить, в чем разница между массовыми беспорядками и не особенно массовыми прогулками по улицам. Слова против картинки вообще слабоваты, оттого телевизор и победил в свое время газеты.

Я просто подумал: а как бы это выглядело, если бы и вздорные европейцы, и легкомысленные американцы взялись бы использовать наш опыт, оправдывая происходящее у себя ссылками на Россию.

Вот, допустим, в одной европейской стране не так давно высокопоставленный чиновник ушел в отставку, потому что появились в прессе нехорошие слухи: будто бы диссертацию свою (да, там чиновники тоже пишут диссертации, все как у нас) он у кого-то позаимствовал. Ушел в отставку, наивная душа, представляете себе. Просто не знал, что можно в качестве аргументов в свою защиту использовать опыт новейшей истории великого соседа с севера.

- Знаете, - сказал бы чиновник критикам, будь он умнее, - вот и в России, а не нам ведь чета, одна седьмая часть сашими, реки там газом, молоком и медом текут, кризис без потерь прошли, так вот, в России был недавно аналогичный случай. Попался один видный деятель на краже диссертации.

- И что же? - спросили бы критики.

- Министром культуры назначили, - отрезал бы наш бедолага и не в отставку бы отправился, а в кабинет свой, уютный, чистый, привычный.

Или, предположим, погорел в одной из стран победившей демократии депутат парламента на прискорбном случае коррупции: открытки отправлял родным, а марки казенные наклеивал. А родни у него - не перечесть, одних, может, теток штуки три, ущерб государству на десятки пенсов.

Он у них, у диких, чуть ли не под судом, а знай российскую историю получше - так мог бы хоть наугад в газеты тыкать в поисках эффектного оправдания.

- Вот, - сказал бы, попав пальцем в статью одной из двух самых влиятельных газет в России, - был в России министр. В газетах пишут, что не только бюджетные деньги хитил, но еще и карьеру начал в организованной преступной группировке.

- Ну, - спросили бы его оппоненты.

- В отставке.

- Вот.

- В отставке и на государственные деньги строит партию для борьбы с монополизмом правящей партии. Лучших людей хочет привлечь - и победить, наконец, проклятый феодализм. Большой человек, мыслитель, глядишь, еще и крепостное право под шумок отменит.

Развели бы руками хулители, да и простили бы вороватому парламентарию краденые марки.

А еще, знаете, американцы очень любят судить своих полицейских, если те, не приведи Господи, поколотят какого-нибудь наркоторговца, особенно чернокожего. Снимают даже об этом художественные фильмы и пишут бестселлеры. Судьбы рушатся, неразрешимые коллизии возникают - можно ли злом победить зло, нарушая закон, защитить этот самый закон, ну и так далее. Странные люди, и вопросы у них какие-то детские.

А смотрели бы несчастные полицейские канал "Раша тудей" (вы, кстати, задумайтесь, какая подлость - мы для дуболомов этих целый телеканал содержим, многие миллионы туда вбухали, а они даже и не смотрят!), а там бы просто показали любое видео с Болотной. Да хоть беременного студента Николая. Глядите, мол, строгие судьи, как у русских-то. Как он его ножкой в пах.

- Сидит? - спросили бы судьи.

- А бог его разберет, то ли просто не нашли, а то ли квартиру дали.

И знаете что, мне кажется, будь они, эти пошлые иностранцы, к нашей истории повнимательнее, нам бы пришлось обратиться к депутату Бурматову, как человеку в Думе наиболее образованному, чтобы закон издал о запрете вывоза информации о российских делах за рубеж. Мы ведь народ гуманный. Мы ведь не хотим, чтобы они там у себя по заграницам с ума бы все посходили.

Да и вообще, нечего сюр из избы выносить.