Разные полушария

Александр Амзин об аудиториях "Первого канала" и "Яндекса"

Общепризнанный авторитет в области патопсихологии Блюма Вульфовна Зейгарник подробно описывала нарушения мышления. Особенно интересно у нее представлено снижение уровня обобщения. Больной не может классифицировать предметы.

Позволю себе привести цитату.

"Например, одну группу составляют яйцо, ложка, нож; другую - тетрадь, перо, карандаш; третью - замок, ключ, шкаф; четвертую - галстук, перчатки, нитки и иголки и т. д. При этом испытуемый объясняет: 'Он пришел с работы, закусил яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш...'"

Ужас тут двойной. Во-первых, определенная логика заметна даже здоровому человеку. Не всякому нравится подозревать у себя психическое заболевание. Во-вторых, мы, смеясь над больным, часто не замечаем подобных же собственных суждений.

Взять, например, новость о том, что, по данным TNS, аудитория "Яндекса" превысила число зрителей "Первого канала". Мы не будем занудно сравнивать методики исследования и прочие детали. Отметим только реакцию испытуемых медиа-аналитиков. Одни задумчиво кивали. Другие говорили про неминуемую победу доброй машины правды над злым механизмом лжи. Третьи... Да что там. Каждый, кого слово "медиа" волнует хотя бы в малой степени, увидел в этом сравнении аудитории что-то свое.

Искать смысл там, где его нет, - не просто ошибка. Это нарушение мышления. Сравнивать "Яндекс" и "Первый канал" невозможно. Эти две площадки эксплуатируют разные состояния души и ума.

"Первый" смотрят те граждане, которым нужны альфа-волны, отвечающие, если сильно упрощать, за трансоподобные состояния. "Первый канал" - это массовая телетерапия, успокаивающая мозг. Недаром в десятку самых рейтинговых передач этого канала в середине апреля входят ток-шоу "Пусть говорят" и передача "Апокалипсис 2012. Когда настанет судный день".

"Яндекс", напротив, подразумевает активный поиск информации, охоту за ней. Именно осознанный поиск важной информации отличает телевизор от интернета. Это не плохо и не хорошо. В поисковиках ничего умного не ищут: "как скачать музыку из контакта", "как сделать лизуна" и иногда - "почему я шампунь".

У нашего мозга два полушария. Грубо говоря, одно отвечает за образы, другое - за логику. Традиционные СМИ подкармливают образное. Поисковики наращивают логическое. Вещи несравнимые, как их ни классифицируй, какой историей ни объединяй. Те, кто ищет, продолжат искать, а те, кто отдыхает в легком коматозе, не будут производить лишних движений. И то, что "Яндекс" догоняет "Первый" и любые другие каналы по аудитории, совершенно правильно. Странно, что этого не случилось раньше.

Другое дело, что рано или поздно любители альфа-волн придут в Сеть и начнут массово впадать в транс уже там. Особенно подходят для этого сайты тех же телеканалов, стремительно набирающие силу.

Каждый год в русском интернете появляется несколько миллионов новых пользователей. Именно от нас зависит, в каком состоянии души они будут бродить по сайтам.

Другие материалы рубрики
Спорт00:01Сегодня

Новые русские

Россия в шаге от плей-офф домашнего чемпионата мира. Мы ждали этого 32 года
Мир00:02Сегодня

Черный цезарь

Он ненавидит беженцев и геев, но любит Россию. Мафия в ярости