Главное
18:01, 25 июля 2012

Футбол как экономика Александр Поливанов о плохой игре в хороших условиях

Александр Поливанов
Александр Поливанов

В минувшие выходные в России начался чемпионат по футболу. Этот чемпионат может служить моделью отечественной экономики - с ее политизированностью, "откатами", зависимостью от чиновников и государственных компаний.

Если представить, что владельцы и спонсоры футбольных команд - это участники экономической деятельности, то соотношение сил в футболе даст нам простое и четкое понимание того, как устроена российская экономика. Базируется она на государственных компаниях: "Газпроме" ("Зенит"), РЖД ("Локомотив"), "Аэрофлоте" (ЦСКА), ВТБ ("Динамо"). Плюс небольшой сектор частных гигантов: "Лукойл" ("Спартак") или "Магнит" ("Краснодар"). Кроме того, если у небольшого клуба вдруг случается дыра в бюджете, то латают ее за счет государственных средств - точнее, средств государственных корпораций. Вот только последний пример - 51 процент "Алании" перед началом чемпионата купила государственная "РусГидро".

Иностранцу трудно понять, как устроена российская экономика, потому что многое в ней работает не в рамках закона, а в рамках договоренностей. В местном футболе то же самое: команды выступают в европейских кубках, отдают игроков в сборные, ездят на межсезонные турниры за границу; ну, то есть формально открыты. При этом бюджеты раскрывают лишь считанные единицы клубов - по многим из них даже общий объем расходов спортивным СМИ приходится лишь прогнозировать.

Иностранцы, не понимающие, как тут все устроено, крайне неохотно вкладываются в российскую экономику: им нужны либо гарантии защиты инвестиций, либо сверхприбыль, которую они могут получить при минимальных рисках. Заграничные футболисты и тренеры ведут себя точно так же - они едут в Россию, только если их контракты предполагают зарплаты в миллионы евро в год.

Об "откатах", одной из основных черт российской экономики, применительно к футболу говорить сложно - вроде бы их нет. Правда, периодически возникают слухи о том, что футболист N играет в основном составе команды M не потому что такой талантливый, а потому что его хочет подороже продать агент. Не доказаны в РФПЛ и договорные матчи - как не доказано, что чиновники в России в массе своей коррумпированы. Но это еще не значит, что коррупции и "договорняков" вовсе нет.

По подсчетам transfermarkt.de, в российской премьер-лиге играют футболисты, суммарная стоимость которых составляет почти миллиард евро. По этому показателю страна находится на шестом месте в мире, практически там же, где Россия располагается и в рейтинге по объемам ВВП - суммарной стоимости товаров и услуг, производимых в стране за год. При этом и российский ВВП, и потенциальная стоимость игроков нашей премьер-лиги являются одними из самых быстрорастущих в мире.

Про зрелищность говорить сложнее, но, надо думать, что российский чемпионат находится где-то в том же районе шестого места и по качеству игры. Да, тягаться с английской премьер-лигой сложно, но вот некоторые матчи РФПЛ смотрятся вполне на уровне чемпионатов Франции или даже Италии (тем, кто не верит, рекомендую пересмотреть игру "Анжи" и "Кубани" в первом туре).

Шестое место в мире - это вообще-то отличный показатель, как для ВВП, так и для футбола. Почему же тогда у большинства россиян есть ощущение, что ситуация в экономике не лучшая, а дальше будет становиться только хуже? Возможно, есть способ это понять, опять же глядя на футбол.

Во всем мире футбольные лиги - это бизнес, который ведется с целью привлечения максимальной прибыли. Для этого лиги торгуются с телеканалами, для этого заставляют клубы строить новые стадионы, для этого стараются повысить конкуренцию между командами.

В России премьер-лига - это не бизнес, а государственное дело. Именно поэтому РФПЛ не может дорого продать права на трансляции, ведь центральные матчи все равно будут крутить по центральным каналам - просто потому, что чиновники считают, будто россияне не привыкли платить за просмотр футбола. Именно поэтому в лиге существует лимит на легионеров, существенно ограничивающий возможности клубов - предполагается, что без лимита "загнется" сборная. Именно поэтому, наконец, в РФПЛ то и дело появляются финансово несостоятельные команды, которые спасаются государством - потому что как же можно оставить "такой футбольный регион" без футбола?

В итоге премьер-лига при качественных исполнителях, спортивной интриге и огромных возможностях получается из года в год какой-то ненастоящей, дутой, обслуживающей в том числе и политические интересы конкретных людей. К государственной экономике, в которой "ручное" управление победило законы и правила рынка, это относится едва ли не в большей степени.