Что произойдет, если у вас отнимут зубную щетку и разрешат пользоваться ею только изредка? Правильно, рано или поздно у вас начнут болеть и разваливаться зубы. А если при этом вам запретят выходить с гнилыми зубами на улицу и введут за ослушание чудовищные денежные санкции? Но зубную щетку по-прежнему не отдадут? Перспектива малоприятная, но, к счастью, и малореальная. Впрочем, москвичи, которым посчастливилось обзавестись автомобилем, уже почти месяц живут именно в такой антиутопии.
С первого июля штрафы за неправильную парковку в столице выросли сразу в несколько раз, а после утверждения постановления об эвакуации транспортных средств максимальная сумма, с которой за раз рискует расстаться нарушивший ПДД автолюбитель, составит примерно девять тысяч рублей.
Сторонники драконовских санкций (думаю, не ошибусь, если предположу, что большая их часть ходит пешком) ликуют: наконец-то с улиц города исчезнут припаркованные на тротуарах, во дворах и вообще чуть не под каждым кустом машины. В представлении тех, кто поддерживает инициативу столичных властей, непомерные штрафы очень быстро приведут к улучшению ситуации в Москве: несколько раз расставшись со значительной частью своей зарплаты, автолюбители сразу будут парковаться только в положенных местах или же дисциплинированно пересядут на общественный транспорт. Позволю себе усомниться в этом.
Основная часть города была построена во времена, когда массовое владение автотранспортом находилось примерно в той же категории будущего, что и полеты в космос на выходные. Московские тротуары, дворы и дороги в их изначальной планировке не приспособлены для нынешнего количества автомобилей, поэтому даже не нарушающие правил парковки водители очень быстро перекрывают все доступное пространство и превращают относительно широкие проходы и проезды в узкие тоннели.
Предыдущий мэр перепланировкой городского парковочного пространства не занимался вовсе - и к концу его правления среднее время, ежедневно затрачиваемое автомобилистами на поиск свободного места, стало плавно стремиться к бесконечности. Сергей Собянин поначалу вроде бы ударно взялся за переустройство дворов, обочин и пустырей, и вдруг выяснилось, что в столице полно мест, где можно, никому не мешая, оставить автомобиль. Однако парковочно-строительный порыв быстро угас. Столь же скоротечным оказалось начинание по развитию сети общественного транспорта - по крайней мере, со стороны кажется, что все действия в этом направлении заглохли.
В итоге в городе по-прежнему катастрофически не хватает парковочных мест, а маршрутов автобусов, троллейбусов и прочих трамваев с трудом хватит разве что для Москвы образца 1980-го года. Вот только людей в столице живет примерно вдвое больше, чем во времена Олимпиады. И всем им надо каждый день добираться до работы и обратно, ездить за покупками, отвозить детей в бассейны и кружки.
Возможно, не имеющим машины москвичам это покажется странным, но автомобилистам очень не нравится часами кружить вокруг своих офисных зданий или магазинов в поисках места для парковки. И ремонтировать бока, поцарапанные пытающимися втиснуться на свободный пятачок товарищами по несчастью тоже не нравится. И стояние в пробках - не самое приятное занятие. Но сегодня власти не предлагают никакой альтернативы: очень многие жители дальних рубежей Москвы с удовольствием пересели бы со своих подержанных иномарок на общественный транспорт - но пересесть не на что. Огромные площади столицы обслуживаются разве что вездесущими маршрутками, да и те ходят так редко, что за возможность рискнуть своей жизнью в переполненной и мчащейся наперекор всем правилам "газели" москвичи едва не дерутся. И преимуществ в этой битве нет ни у стариков, ни у беременных, ни у детей с набитыми учебниками ранцами и пакетом со сменкой.
Внедрить новые маршруты общественного транспорта сложно: для этого надо сначала продумать, где и сколько их нужно, автобусы это должны быть или троллейбусы, как проложить их путь, чтобы не создать мертвую пробку на близлежащих магистралях, нарисовать новую разметку, закупить машины, нанять водителей. Доложить об эвакуации скольких-то сотен неправильно припаркованных машин куда проще и намного эффектнее: сразу видно, что чиновники работают, а за масштабность результатов можно даже выписать премию. Вот только ситуацию в городе это не исправит. Более того, даже если заметная часть владельцев автомобилей сдастся и пересядет на автобусы и метро, то случится коллапс общественного транспорта. Впрочем, в этом случае можно будет ввести штрафы для водителей и машинистов, перевозящих больше людей, чем предписывает СанПин.