Главное
15:45, 3 августа 2012

Ненависть как спасение Андрей Коняев о массовых расстрелах людей

Андрей Коняев
Андрей Коняев

В ночь с 19 на 20 июля молодой американец Джеймс Холмс заминировал собственную квартиру в Денвере. Жилище он не запер, а на стереосиcтеме оставил громко играть какую-то песню - бомбы должны были сработать, когда дверь откроют. После этого Холмс направился в многозальный кинотеатр Century 16 Movie Theaters, где проходила премьера нового фильма о Бэтмене. Зайдя в зал уже после начала кино, Холмс убил 12 человек, включая шестилетнюю девочку, и ранил еще несколько десятков. Иногда, видя такие новости, я думаю: почему такое не происходит в России?

Ответить на этот вопрос в полной мере, конечно, не получится - тема слишком широка, просто так ее не охватишь. Вопреки распространенному заблуждению, массовые убийства характерны не только для США - этим уже долгое время страдают многие страны (из списка тех, которые принято называть "цивилизованными"). Например, в Кельне в 1964 году ветеран Вермахта и шизофреник Вальтер Зайферт пришел в школу с пикой, булавой и самодельным огнеметом, сжег заживо восьмерых учеников и одного учителя, а также заколол еще одного сотрудника пикой.

В тех же США, в свою очередь, где люди устраивают публичную пальбу с завидной регулярностью, этот вопрос пристально изучают - и ничего толкового сказать не могут. Есть, конечно, некоторые теории - в целом, довольно серьезные и состоятельные, но предсказать и уж тем более предотвратить массовою бойню пока еще никому не удалось. Единственное, что известно: стреляют всегда мужчины, и это довольно бесполезное наблюдение.

Впрочем, можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Знаете, как на отдыхе за границей всегда можно идентифицировать типичную русскую пару? Они всегда ругаются. Даже лежа на пляже, они искренне ненавидят друг друга, детей, погоду, организаторов туров, обслуживание в отеле, песок, который забивается в трусы, и многое другое. Свою ненависть они не считают нужным скрывать - скорее, даже наоборот. Перебрасываясь резкими замечаниями, они дают ненависти расцвести, раскрыться. Но в этом нет ничего удивительного, ведь абсолютно таким же образом наши сограждане ведут себя дома, в общественном транспорте, на работе.

Вот в этой привычной грубости, которая нас окружает, и кроется ответ на заданный в начале текста вопрос. Это в благополучных странах принято быть вежливым даже с незнакомцами, бороться с собственными негативными эмоциями, подавлять грубость. Но с эмоциями, особенно с отрицательными, как и с энергией - тоже работает закон сохранения. Ведь иностранца, будем честны, на отдыхе тоже бесят дети, организаторы туров и проклятое солнце, но он хранит это зло в себе, поскольку того требуют от него социальные, скажем так, обязательства. Вежливость, этикет. Как следствие, эта ненависть вырывается наружу со взрывной силой, особенно у людей, предрасположенных к разного рода психическим заболеваниям.

Так что ответ на вопрос, почему в России не происходят массовые убийства, очень прост. И никакого отношения к отсутствию в свободной продаже оружия он, поверьте, не имеет - Зайферт жег людей самодельным огнеметом, а охотничье оружие в борьбе с согражданами тоже вполне эффективно. Дело не в средствах, а в психологии.

Русский человек не хранит в себе зла, он щедро делится им с окружающими (многие, кстати, путают эту открытую склонность к садизму с искренностью). Случись чего, такой человек от силы жену да соседа зарубит по пьяни, но не больше, без массовых убийств. А если массовые убийства происходят, то они почти наверняка никак не связаны со злобой. Это обязательно месть. Или бизнес. Или что-нибудь еще. Кажется невероятным, что русский человек будет собирать оружие, готовиться к преступлению, а потом методично убивать жертв одну за одной, как это делал какой-нибудь Брейвик. Сама злоба, разлитая в воздухе вокруг нас, в некотором смысле хранит нас от этого.

Не знаю, насколько этот ответ удовлетворит читателя. Меня, на самом деле, он не удовлетворяет. Ровно потому, что ограничивает мой выбор всего двумя вариантами, в обоих из которых зло побеждает - в одном случае ярко и спонтанно, а в другом - потихоньку и повсеместно. Очень хотелось бы третьего варианта, честное слово.