Тренажер злости

Александр Поливанов о велосипедистах на московских дорогах

Закончилось лето-2012 - первый сезон, в течение которого я постоянно (за исключением совсем уж ненастных дней) ездил на работу на велосипеде. Эти ежедневные вылазки - 20-25 минут в плотном трафике до офиса и еще 25-30 минут обратно - сильно меня изменили. И не в лучшую сторону.

Когда только-только начинаешь ездить на велосипеде по дорогам, а не по тротуарам, чувствуешь себя приблизительно как Криштиану Роналду, которого заставили играть в американский футбол. Каждая десятая машина норовит тебя подрезать, чтобы припарковаться у обочины; каждая двадцатая - бибикнуть от негодования; каждая пятидесятая - проехать лужу так, чтобы тебя окатило с ног до головы.

Велосипедист ничего не может сделать с автомобилистами, у него на дороге нет прав, и в любом столкновении он окажется виноватым - просто потому что решился выехать на "большую" дорогу. Единственная защита велосипедиста в том, чтобы ездить по правилам, в том числе и неписанным: уступать дорогу быстрым машинам, даже если мчишь по "главной"; не совершать маневров, если рядом есть хоть какие-то машины; притормаживать на перекрестках на зеленом - может, тогда не собьют.

И все равно: каждый раз, когда выезжаешь на московские улицы и проспекты, невольно думаешь, что эта поездка может оказаться последней. Любой резкий маневр машины наискосок через полосы (или при обгоне справа), внезапно открывшаяся дверь припаркованного автомобиля, неаккуратный поворот троллейбуса - и нет больше твоего велосипеда. Хорошо, если ты есть.

Постепенно чувство опасности притупляется - его заменяет злость. Потому что если ежедневно сталкиваешься с реальностью столичных дорог (удивительно, как вдохновенно, с какой изобретательностью и изощренностью в Москве нарушаются все правила движения), начинаешь ловить себя на мысли: вот бы плюнуть, слезть с велосипеда - и кинуть этот самый велосипед в особо отличившихся водителей. А потом уже целыми днями ходить пешком.

Вот человек на "Мерседесе" пересек двойную сплошную и поехал по встречке - сука, он еще и бибикает мне - чего, мол, тут разъездился?! "Девятка" с животным ревом проскакала на красный свет - дебил, а если бы там я ехал? Стерва на "Мазде" припарковалась третьим (!) рядом, поставила машину на аварийку и пошла обедать - господи, как таких мир-то носит?!

Имбецилы, недоумки и овцы населяют московские дороги. Это не мир цивилизованных людей, это передача "В мире животных" - животных, которые почему-то днем не на работе, а ночью не спят. И которые готовы стоять часами в пробке так плотно, что для лавирования между ними нужны навыки эквилибриста.

Наконец, однако, и злость проходит - не вся, конечно, но вот эта кипучая, бессильная, изматывающая злость куда-то исчезает. На ее месте возникают совсем другие чувства: вот зеленый моргает, вот желтый, вот уже красный загорелся - а нет, все равно проскочу, я же на велосипеде, если что - все притормозят. Сам не замечаешь, как начинаешь игнорировать "зебру"; вон мама с детишками ждет, пока я проеду; так ничего, подождет, мне же сложно тормозить. Я хам, но тут все такие на дороге, нечего оправдываться, с волками жить, не быть же боязливой овечкой...

Не знаю, как у других, а у меня "волчье" чувство исчезло после первой аварии из-за собственной неосмотрительности. Не посмотрел, что там делается на повороте, подумал, что проскочу - врезался в "Тойоту". Ерунда, несильно, небольно, но меня спас водитель "Тойоты", вовремя заметивший несущийся в атаку велосипед. А мог бы и не замечать - по правилам, во всяком случае, мог.

Что заставило водителя "Тойоты" внимательно оглядеться по сторонам? Какой внутренний голос ему подсказал, что я могу ехать поблизости? Вероятнее всего, на дороге этот водитель соблюдает не ПДД, а какие-то внутренние, персональные правила, которые и помогают в таких ситуациях. Он, может, даже частенько превышает скорость, иногда проезжает зебру, не останавливаясь, бывает - не замечает светофоров. Но только в тех случаях, когда внутренние правила позволяют это сделать.

Россиянин - не швед и не немец, он не может исполнять законы только потому, что они являются законами. Россиянину требуется разумное, личное обоснование общепринятых правил. На дороге (как и в жизни) этих обоснований часто нет - и нам приходится договариваться с собой. Например, сказать себе раз и навсегда: двойную сплошную я не буду пересекать ни при каких обстоятельствах, а вот уступать дорогу машине с мигалкой буду, но только если это скорая.

Столичные велосипедисты, если для них не будет придумано специальных дорожек (впрочем, трудно представить себе, что Москва в ближайшее время станет в этом отношении более удобным городом), так и будут ездить дальше - озлобленные на весь мир, бесправные, но со своим внутренним сводом правил в голове. Было бы хорошо, если бы эти правила хоть немного пересекались с внутренними правилами автомобилистов.

подписатьсяОбсудить
Другие материалы
Международный инвестиционный форум «Сочи-2016»
На черноморском побережье стартует главное экономическое событие осени
«Главная цель — благополучие людей»
Президент ЦСР Павел Кадочников о новой программе экономического развития России
«Мы переживаем время возможностей»
Глава АИЖК о том, когда ставки по ипотеке упадут ниже 10 процентов
Пенсионный улучшайзинг
Смогут ли россияне накопить себе на пенсию без помощи государства
Ким КардашьянЧто угрожает Кардашьян
Семь самых ярких пранков со знаменитостями
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Перешли все границы
Как провести ночь в двух странах, не выходя из комнаты
Ниже плинтуса
Снимать квартиру в Москве стало неприлично дешево
Заодно похудели
Как купить квартиру при зарплате в 60 тысяч рублей в месяц, не имея накоплений?
Кадр из мультипликационного фильма "Окно", 1966 годКупили на свою голову
За право жить в апартаментах придется ежегодно платить сотни тысяч рублей
Развод на 450 миллионов
Как выглядит самый дорогой в мире дом