Машина времени им. Уралвагонзавода

Александр Амзин о привлекательности прошлого

Владимир Путин объявил новый курс: страна потратит триллионы рублей на возрождение оборонно-промышленного комплекса. Президент толкует не просто о возрождении. В риторике Путина - это мощный прорыв, сравнимый с индустриализацией тридцатых годов прошлого века.

Злые языки уже вспомнили репрессии тех же годов, обвинили Путина в косвенном обелении кровавого Сталина, потеоретизировали на тему будущего нефтегазового комплекса в новой парадигме госуправления. Впрочем, все это морок, утренний туман. Потому что Владимир Владимирович обращался не к многоумным аналитикам.

Деньги, о которых идет речь, совершенно реальны; работники "оборонки" - тоже. В стране десятки миллионов людей, трудящихся на заводах и фабриках. Все это люди индустриальных, а не постиндустриальных профессий. Чем дальше, тем меньше они нужны развитому миру. С другой стороны, миру по-прежнему требуются автоматы Калашникова, танки и самолеты.

Россия как главный мировой торговец оружием - не такая уж плохая роль. Выбор между "Ладой Приорой" и какой-нибудь ракетой "Смерть всему живому" очевиден. Точно так же очевиден выбор Путина между креативным и рабочим классами.

Лояльное власти население взращивать непросто. Молодое поколение, например, получило надежную прививку от государственности и патриотизма. Их долго, но безуспешно окуривали романтикой Советского Союза; объясняли, как хорошо ощущать поддержку сверхдержавы; напоминали про космос и ядерный потенциал и устраивали экскурсии в волшебную страну отцов - строителей коммунизма.

Молодые засранцы вроде меня хоть и ностальгировали по "Морскому бою" за 15 копеек и по эскимо на палочке - в доброе и справедливое государство не поверили. Может, оттого, что в девяностые школьникам никто ничего не объяснял про идеологию. А может быть - потому что космической программе предпочли тридцать сортов колбасы.

Власть с упорством, достойным лучшего применения, строит машину времени. И если молодые не хотят смотреть ни в эпическое прошлое, ни в придуманное Дмитрием Медведевым гранто-инновационное будущее, надо искать другой народ и другое время. Углубиться в богатые героикой десятилетия.

Простейший способ насаждения необходимых ценностей заключается в том, чтобы приписать эти ценности и идеалы родителям целевой аудитории, сделать их частью "ролевой модели". Целевой аудиторией Путина являются сорока- и пятидесятилетние рабочие федеральных оборонных предприятий, условного "Уралвагонзавода". Позади у них бюджетно-зарплатные годы, впереди пенсия и воспоминания о великих свершениях.

Родители рабочих оборонных заводов - герои фронтов, передавшие свои моральные ценности и патриотизм следующему поколению. Естественно, что апеллировать следует не к молодости современных представителей рабочего класса - чего они в ней не видели, кроме задержек зарплаты? - а к маршам, индустриализации и укреплению обороноспособности страны.

С этими людьми Владимир Путин очень хорошо умеет обращаться. Они доверяют телевизору, жаждут величия страны, а главное – им остопостылела демократическая вольница, которую развели в последнее время. Государственник-президент обратился к самой консервативной части населения и сообщил, что готов взять идеалы ее родителей под бюджетное крыло. Скромно-православный, патриот, силовик и при деньгах. Папа, практически. Изобретатель машины привлекательного времени.

Чего тебе еще нужно?

Другие материалы рубрики