Первый придумал, второй осудил, третий все же доложил наверх. Четвертый добился встречи с нужным человеком, пятый дал резолюцию, шестой подписал. Седьмой засомневался и отправил на доработку, восьмой начал лоббировать, девятый прогнулся, десятый представил доклад. Одиннадцатый подумал, что сейчас не время, и положил в стол. Кажется, количество чиновников в России достигло той критической массы, когда невозможно принять ни одно сложное решение.
Реформы, меняющие жизнь людей, редко когда одобряются большинством - сложно руководить страной так, чтобы были довольны богатые и бедные, консерваторы и радикалы, бизнесмены и художники-интеллектуалы. Иногда политикам приходится идти даже на заведомо непопулярные меры, от которых отдачу можно почувствовать только через несколько лет - никто не хочет терять что-то сейчас, чтобы жить спокойно потом. Особенно если это "потом" такое, как в России, - неизвестное и страшное.
Чтобы претворять реформы в жизнь, нужна воля руководителей и их уверенность в необходимости изменений. Сейчас у России такого лидера нет - складывается ощущение, что каждый тянет одеяло на себя, и поэтому ничего, ну вот совсем ничего не происходит и ни один вопрос не может быть решен.
Вот в России грядет пенсионная реформа. Про нее говорят уже много месяцев, и из этой говорильни ясно одно: ничего важного с пенсионной системой в стране не произойдет. С самого начала власти дали понять, что непопулярных мер - увеличения пенсионного возраста и налогов - не будет, затем пообещали оставить в покое накопительную часть пенсии. При таких правилах игры даже самым смелым реформаторам сложно придумать что-нибудь радикальное: скорее всего, дело ограничится косметическими изменениями, а дефицит Пенсионного фонда так и будет расти.
Или приватизация. Несколько лет уже власти говорят, что вот-вот и начнется в России массовая распродажа госимущества. Но когда доходит до конкретных пакетов акций, всегда выясняется, что лучше чуть-чуть подождать. Или подождать несколько лет. Или вообще ничего не приватизировать, ведь на госкомпаниях сейчас строится вся экономика страны.
Список можно продолжать и дальше. Вот совсем свежий пример: не успели внести в Госдуму законопроект о запрете для чиновников иметь недвижимость за рубежом, как ему тут же был дан задний ход: премьер-министр Дмитрий Медведев прислушался к мнению тех, кто считает, что такая мера испугает бизнесменов, идущих во власть. И не сказать, что такие опасения не имеют под собой оснований, - еще как имеют, но сколько уже можно метаться и идти на уступки, чтобы получилось и вашим и нашим?
Реформа МВД оказалась не то что половинчатой - а так, фасад перекрасили чуть-чуть, борьба с коррупцией и меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, свелись едва ли не к анекдоту, к судебной реформе в стране даже еще не приступали - снова из-за боязни кого-то обидеть.
Слушайте, ну решите уже хоть что-нибудь, выберите какой-нибудь курс и следуйте ему, делайте так, как наобещали! Пусть эти действия кому-то и не понравятся - но вы же не Дед Мороз и не группа The Beatles, чтобы всем нравиться. Это же как заветная мечта, которая у каждого человека должна быть: у строителя - возвести красивый дом, у спортсмена - победить на Олимпиаде, у чиновника - провести в жизнь важнейшую реформу.
Не могу в силу возраста судить о 70-х и 80-х годах XX века, но я точно знаю, что с 90-х годов такой вялости и нерешительности, немощи власти в стране, как сейчас, еще не было. Даже в начале 2000-х реформы далеко не закончились: построение госкапитализма и тотальный контроль со стороны правительства над нефтегазовым сектором, реформа РАО "ЕЭС России" и последовавшее за ней постепенное огосударствление энергетического бизнеса, монетизация льгот, введение ЕГЭ в школах, перестройка налогообложения - и это только примеры наиболее известных реформ, проведенных в первые два срока Владимира Путина.
Сами по себе изменения не означают, что в стране станет жить лучше - реформы, как и все остальное, бывают плохими и хорошими; даже Дед Мороз ошибается с подарками, даже во время концертов "битлов" порой звучали фальшивые ноты. Но только совсем без них вообще ничего не получается: мир не стоит на месте, и если по 5-10 лет обсуждать каждое нововведение, за ним не поспеешь.