Главное
20:52, 25 сентября 2012

В защиту Денисова Александр Поливанов о ситуации в "Зените"

Александр Поливанов
Александр Поливанов

Полузащитник "Зенита" Игорь Денисов в минувшие выходные отказался выходить на матч с "Крыльями Советов". Свое решение он объяснил "дисбалансом" в зарплате между новичками команды и старыми лидерами "Зенита". Все это время СМИ, эксперты, тренеры, комментаторы, болельщики соревнуются в остроумии: как бы искрометнее пошутить над футболистом-миллионером, который не собирается играть за три (условно) миллиона евро и хочет получать пять (условно) миллионов. Для обычных болельщиков смысл борьбы Денисова непонятен; и три миллиона, и пять - это очень много, и разницы между ними нет.

Поводов для злословия полузащитник действительно дал немало. В этой истории все как на подбор: и обида на ни в чем не виноватых иностранцев, и желание "простого" игрока "Зенита" встречаться только с "простым" болельщиком клуба - главой "Газпрома" Алексеем Миллером, и очевидные логические нестыковки (как можно для защиты интересов клуба отказываться за него играть?), и много чего еще. Если бы Денисов был не футболистом, а блогером, его бы уже давно и с восхищением назначили троллем какого-то там уровня; если бы играл на гитаре - сравнили бы с Pussy Riot: так метко он попал в болевые точки российского футбола.

Между тем, в этой истории есть и другой виноватый, и пока все шишки летят в Денисова, он находится за его спиной и норовит атаковать футболиста еще и с тыла. Этот виноватый - владеющий "Зенитом" "Газпром", а также его многочисленные менеджеры.

Ситуация, в которой оказался Денисов, - она не футбольная, она бизнесовая. Обида "старых проверенных бойцов" (в нашем случае - Денисова и, возможно, Кержакова) на "непонятных новеньких" (обошедшихся "Зениту" едва ли не в 100 миллионов евро Халка и Витселя) возникает в определенный момент в любой растущей компании, которая надумала расширяться. "Мы не для того выстраивали этот бизнес с нуля, чтобы потом пришли какие-то столичные транжиры и всем заправляли". "Пусть они сначала докажут, что умеют работать". "Кто знает, чему их там по заграницам учили - у нас чисто русский бизнес, к нему надо знать подход" - эти и другие фразы произносятся в курилках и за кружкой послерабочего пива по всей России, их шепчут на совещаниях, корпоративах и деловых встречах.

И везде, по всей России менеджеры как-то умудряются гасить эти конфликты, как правило, не доходя до публичных ссор и громких увольнений. А тут у "Газпрома" - не какое-то абстрактное среднестатистическое российское предприятие, а уникальный "Зенит" - питерская радость, да еще и европейского масштаба. Уж для такого особенного проекта можно было бы найти человека, который умел бы справляться с трудовыми конфликтами.

Вместо того, чтобы воспользоваться дипломатическими методами, "Газпром" решил продемонстрировать, что способен разговаривать с собственными игроками, как с врагами - словно это не игроки, а соседние страны во время "газовых войн". Сразу после матча в Самаре из официального пресс-релиза мы узнали, что зарплата Денисова - одна из самых высоких в российском футболе, что он требует ее повышения и что в клубе считают его непрофессионалом. Потом в "Газпроме" заявили, что единственный шанс для Денисова вернуться в команду - извиниться; в противном случае он будет играть за молодежный состав до 2015 года, поскольку на продажу футболиста в другую команду менеджеры ни за что не согласятся. Иными словами, в "Газпроме" сделали все, чтобы показать: они могут Денисова уничтожить, если им этого захочется. Денисова - который добывал с "Зенитом" чемпионства в России и Кубок УЕФА в Европе, который превратился в Питере из талантливого мальчика с дурным характером в одного из лучших опорных полузащитников Европы. В капитана сборной, в конце концов.

Конфликт между "старичками" и "новичками" можно и нужно было урегулировать внутри клуба. Однако руководство "Зенита" почему-то встало в позу и предъявило одному из лидеров команды публичный ультиматум. Воспитывать Денисова уже поздно, и поэтому из такой ситуации хорошего выхода нет и быть не может, зато есть повод для злословия и искрометных шуток экспертов, тренеров, комментаторов и болельщиков.