Культура
17:52, 17 июня 2013

Вся эта давид-копперфилдовская муть Сэлинджер, который нам не нужен

Сергей Оболонков
Сергей Оболонков

Однажды был такой случай: жительница штата Мичиган посмотрела трейлер фильма «Драйв», заинтересовалась и пошла в кино. Однако картина не оправдала ожиданий зрительницы. Женщина думала, что идет на очередной «Форсаж», а попала на драму, в которой герой к тому же большую часть времени молчит. Обиженная зрительница в результате подала в суд на компанию-прокатчика фильма.

Или вот был еще такой случай: житель Новой Зеландии посмотрел трейлер фильма «Джек Ричер», вдохновился и купил билет на сеанс. Ознакомившись с картиной, мужчина заметил, что в ней отсутствует показанный в рекламном ролике взрыв. Зритель, понятное дело, почувствовал себя обиженным, причем его ничуть не смущал тот факт, что продолжительность эпизода со взрывом в трейлере — что-то около секунды. Новозеландец оформил претензию к кинокомпании Paramount, та сочла зрителя правым и выплатила материальную компенсацию (неважно, что сумма оказалась незначительной, ведь главное — победа).

В общем, все мы знаем, что трейлеры к новым фильмам бывают, скажем так, недобросовестными. Вот, например, в ролике лента представлена как комедия, а на деле выясняется, что смеяться-то и не над чем. Или трейлер обещает зрелищный блокбастер про инопланетян, а потом оказывается, что все спецэффекты, на которые хватило денег у создателей картины, впихнули в полутораминутный рекламный клип (при этом хронометраж самого фильма — часа два).

Но настал тот день, когда мне очень-очень захотелось поверить в то, что один фильм не сдержит обещаний, данных трейлером. Речь идет о документальной ленте Шэйна Салерно «Сэлинджер», рассказывающей об авторе книг «Над пропастью во ржи» и «Выше стропила, плотники». Точнее, не о самом авторе, а о его жизни, которая до сих пор была скрыта от глаз посторонних людей.

В середине июня в Сети появился трейлер «Сэлинджера» — самое время, премьера запланирована на начало сентября. При этом известно, что Салерно работал над фильмом на протяжении пяти лет и завершил его к 2010 году. Съемки картины проходили в обстановке строжайшей секретности, что, в общем-то, объяснимо: лента рассказывает о тайнах и загадках Сэлинджера. И, если верить трейлеру, является чуть ли не документальным триллером — с лихим монтажом, мультиэкраном и напряженной музыкой. Во второй части ролика появляются сразу три убийцы, в связи с преступлениями которых упоминалась книга «Над пропастью во ржи»: Чепмэн, Хинкли-младший, Бардо. В общем, эдакие скандалы, интриги, расследования. К слову, Салерно хорошо знает, как именно нужно трепать зрителям нервы: ранее он работал над сценариями к фильмам «Армагеддон» и «Чужие против хищника: Реквием».

Можно смело сказать, что появление такой картины сильнее всего расстроило бы ее героя — самого Джерома Дэвида Сэлинджера. Писатель опубликовал свою последнюю работу в 1965 году, через полтора десятка лет после этого окончательно прекратил общаться с прессой и позже конфликтовал с биографами и близкими, которые в мемуарах рассказывали о своем опыте общения с писателем. Сэлинджеру претило внимание, он, видимо, считал, что все необходимые читателю сведения о личности автора можно почерпнуть из его книг. И такая точка зрения определенно заслуживает уважения.

Но давайте обойдемся без морализаторства. На дворе — XXI век, речь идет об американском кинематографе, так что понятиями «хорошо» и «плохо» оперировать довольно глупо. Давайте просто вспомним финал «Над пропастью во ржи» — например, в замечательном (пускай и не идеально точном) переводе Райт-Ковалевой: «И вы лучше тоже никому ничего не рассказывайте. А то расскажете про всех — и вам без них станет скучно». Уважаемый Шэйн Салерно, пожалуйста, не рассказывайте нам о Сэлинджере. Нам без него будет очень-очень скучно, а без вашего фильма — вряд ли.

< Назад в рубрику