Более 30 молодых предпринимателей заключили с политиком Алексеем Навальным так называемый социальный контракт — пообещали ему поддержку в обмен на обязательство провести судебную реформу и сделать чиновников подотчетными обществу. Так в России о своей политической позиции объявило целое поколение бизнесменов. Еще пару лет назад они себя не воспринимали ни поколением, ни даже какой-то общностью — это были одиночки, которым незачем было знать друг о друге.
Когда разочарованные в московских мирных митингах оппозиционеры говорили, что выход на улицы десятков, а может, и сотен тысяч людей не дал никаких результатов, они заблуждались. Люди, раньше обсуждавшие политику на своих кухнях (как вариант, в социальных сетях) исключительно с друзьями, вдруг поняли, что на кухне соседей (как вариант, во френдленте коллеги) обсуждают ровно то же самое. Именно после митингов 20-30-40-летние москвичи и жители других городов начали рефлексировать на тему собственного поколения, его особенностей и отличий. Они вышли за пределы своего узкого мирка и увидели, как в стране много похожих на них людей.
Одна из очевидных особенностей этого поколения — в большом количестве предпринимателей, создавших свой бизнес с нуля. Часто это был бизнес в интернете, где от возникновения идеи до ее реализации могут пройти считанные месяцы, где государственное регулирование не поспевает за изменениями, создавая простор для принятия решений, куда за последние несколько лет пришли десятки миллионов россиян, готовые тратить в Сети не только время, но и деньги.
В каком-то смысле интернет заменил молодым предпринимателям и офлайновую экономику, и офлайновую жизнь: в Сети нет рейдеров, на сайт не приходят с десятками инспекций роспотреб- и саннадзоры, здесь нет госкомпаний, отдающих крупные контракты только по знакомству, здесь полиция не может отнять бизнес, а шанс загреметь за решетку у интернет-бизнесменов гораздо меньше, чем у «простых» предпринимателей, которых суд запросто может приговорить к нескольким годам лишения свободы просто за перепродажу товара. В общем, в интернете не так страшно — здесь свои правила игры, здесь и все государство в целом, и любые его надзорные органы чувствуют себя чужаками.
Истории успеха молодых предпринимателей, которые в одиночку или вместе с приятелями-однокашниками создали свой бизнес и заработали миллионы долларов, хорошо известны, но до недавнего времени это были именно отдельные, не связанные друг с другом истории успеха. Для «новых бизнесменов» (и о них) стали писать книги (например, «И ботаники делают бизнес»), для них было создано свое СМИ (например, сайт Hopes&Fears), но сами они еще не ощущали связи друг с другом.
Письмо молодых предпринимателей в поддержку Навального — это одновременно и преодоление «страха офлайна», и манифест: вот они мы, наш бизнес уже достаточно велик, а мы сами уже достаточно взрослые, чтобы интересоваться не только своим делом, но и тем, что происходит в стране. В последнее время государство все больше сует нос в интернет, в ответ мы будем интересоваться политикой. Мы выбрали себе лидера, единственного публичного политика, кто знает о проблемах интернет-бизнеса не понаслышке, который сам — в каком-то смысле порождение интернета.
Могут ли 30 человек говорить от лица всего поколения? Наверное, нет, но они могут стать лицом поколения. Для тысяч, если не десятков тысяч людей подписавший письмо Дмитрий Навоша (Sports.Ru) — и так символ новой российской спортивной журналистики, а Максим Фалдин (Wikimart) — торговли в интернете; к их мнению давно уже прислушиваются не только по поводу спорта или организации купли-продажи вещей в Сети. Переборов свой страх перед офлайном, они показали, что быстрее других осознали себя именно представителями социальной группы интернет-бизнесменов и — шире — целого поколения. И это гораздо важнее, чем то, кого, собственно, они поддержали.