Если выйти на станции метро ВДНХ, то попадешь на ВВЦ. В России такое бывает. Попадешь на ВВЦ, а там — турецкое раздолье, странные аттракционы, купленные ушлыми хозяевами у иноземных сборщиков металлического лома, разнообразная — по преимуществу, конечно, вредная — еда в кафе и с лотков, возможность выиграть гигантского плюшевого медведя, успешно отстрелявшись в тире. И толпы счастливых сограждан. Странный курорт на берегу отсутствующего моря.
И прекрасные павильоны, памятники бесчеловечной империи, с которых так красиво осыпается штукатурка. Там колонна треснула, здесь на козырьке дерево выросло, и в каждом продают нужные для людей китайские вещи. Или мед. В крайнем случае мед.
Говорят, этому великолепию скоро конец. Московский департамент культуры уже рвется к выставке достижений. Значит, скоро здесь будет вай-фай, стриженые газоны, в павильонах заведутся сами собой антикафе и коворкинги, а все то, за что любят ВВЦ сегодня многочисленные его посетители, исчезнет.
Это ведь не просто красивые дома среди деревьев. Это — манифест империи, каменное воплощение мифа о собственном величии. И сытости, кстати. Все эти безразмерные колосья и гроздья винограда, толстые свиньи на барельефах профильного павильона, памятники быкам-производителям с гигантскими тестикулами. Как ни странно, даже и в начале новой России, когда павильоны начали рушиться, когда внутри дворцов этих разложили челноки-коробейники нехитрый свой товар, — манифест остался манифестом. Просто содержание поменялось.
И сейчас все это курортное великолепие — декларация о том, как трудящиеся столицы, все, и бледные жители окраин, и смуглые их соседи, не освоившие русского языка, представляют идеальный досуг. Антипарк Горького. Так может, пусть остается? Пусть, как сухая листва, летит штукатурка на головы поглотителям сладкой ваты? Иногда естественное умирание прекрасней, чем лакированная подделка под новую жизнь. Или всегда.
Тем более что место слишком богато смыслами, новых уже не впихнуть. А режиму, определяющемуся на наших глазах с целями и ценностями, явно нужны свои каменные скрижали. Дворцы, которые расскажут восхищенной публике о новейшей России лучше, чем Дмитрий Киселев в «Вестях недели».
У меня есть проект, да, и я готов поделиться им с хозяевами страны.
Вы только представьте: вместо ворот на входе огромная духовная скрепа. Прямой, как стрела, проспект, выложенный, естественно, плиткой, ведет к фонтану «Ловля мигрантов». А сразу за фонтаном — павильон «Борьба с пропагандой гомосексуализма». И у входа — гигантская статуя: депутат Мизулина нежно целует депутата Баталину в знак победы над главным злом современной России. А вокруг, под клумбами, по завету помянутого выше Киселева, захоронены органы геев, погибших в катастрофах. Выжившим в назидание.
Рядом — храм православного активизма. В форме, допустим, гигантских часов из Швейцарии (вот и спонсор вырисовывается). На входе, по традиции, статуя: Кирилл Фролов, глава ассоциации православных экспертов, лобызает братски Дмитрия Энтео. И горе тому, кто подумает плохо о сих достойных мужах.
Павильон оплеух Америке, безусловно, со статуей Сноудена, целующего пустоту. И с небольшим мемориальным кладбищем сирот, спасенных от американского усыновления. Павильон омоновской хрупкости. Он же — ирригации болот. Павильон торжествующего правосудия. Стела в честь победы над здравым смыслом. Павильон изгнания мата из интернета. Павильон инноваций и нанотехнологий. Надувной и пустой внутри, со статуей Медведева, который сам себя целует, при входе. Обязательно — павильон «Космос», с падающими «Протонами».
Все, чем восхищались мы в последние годы, чем гордились, все, что составляет сегодня величие державы, — на века. Потомкам в пример. В граните. Чтобы знали, что у нас была великая эпоха.
Ну и главное, главное, конечно — павильон в виде гигантской амфоры, заключенной в гигантский батискаф, укрытый, в свою очередь, внутри совсем уж циклопического самолета-амфибии. Павильон цен на нефть. Внутри — последовательный рассказ о том, до чего может довести обычного, серенького, неплохого даже, возможно, человека удачная конъюнктура на рынке углеводородов. Снаружи — подвижная конструкция: главный герой и вокруг все, что можно поцеловать. Мальчики, рыбы, тигры, осьминоги. Герой поворачивается (а что, пусть это будут куранты наших времен) и целует, целует, целует.
Ну и подо всем этим великолепием — бесконечное, на многие гектары, подземное шубохранилище. Мало ли что. Пригодится. Построят все мигранты, которых можно тут же, на территории, поселить в уютном концлагере.
А ВДНХ лучше не трогать. Пусть стоит.