Россия
19:20, 14 августа 2013

О боже, какой мужчина Николай Левичев оказался политическим оборотнем

Антон Ключкин
Антон Ключкин

Самой известной мантрой в российской политике является фраза «Если не Путин, то кто». В случае с московскими выборами эту мантру требуется изобрести заново. Звучать она должна примерно так: «Кто угодно, только не Николай Левичев». Эту фразу можно истолковать как агитацию против кандидата, но ему вряд ли что-то может всерьез навредить. Рейтинг Левичева несколько недель назад равнялся примерно нулю, и нельзя сказать, что с тех пор дело сдвинулось с мертвой точки. Тем не менее, с Левичевым произошло удивительное превращение: из статистической погрешности он сперва превратился в смешного клоуна, а затем — в клоуна несмешного. И что самое неприятное — клоуна опасного.

Гонка за пост мэра Москвы — выборы важные и даже интересные. Интересные, скорее, по форме, пусть не по сути. Самовыдвиженец Сергей Собянин, поддерживаемый «Единой Россией», и кандидат от «РПР-Парнас», беспартийный Алексей Навальный азартно включились в предвыборную гонку, лишенную мало-мальской интриги. Действующий градоначальник, лидер гонки, размахивает отреставрированными парками, велодорожками и новыми станциями метро, обещая Москве процветание. Его соперник, в свою очередь, ведет образцово-показательную избирательную кампанию, какую можно было бы ожидать от кандидата на пост губернатора среднестатистического американского штата (мы таких гонок не видели не просто давно — возможно, никогда). Параллельно он публикует в Сети разоблачительные материалы в отношении своего соперника, который, впрочем, не считает нужным на них реагировать.

Совсем блекло на фоне Собянина и Навального выглядят остальные участники предвыборной гонки; они все — ее аутсайдеры. Трутся на периферии, пытаясь напомнить избирателю о существовании КПРФ, «Яблока» и ЛДПР. Коммунист Иван Мельников, скучный кандидат от скучной партии, и потомственный демократ Сергей Митрохин, исповедующий «яблочную» неспособность к компромиссам, в который раз обращаются к привычной для них аудитории. Партийные заклинания произносятся с той серьезностью, которая и требуется, чтобы тянуть российскую политическую лямку. Солист от партии ЛДПР, депутат Госдумы от Самарской области Михаил Дегтярев тоже выглядит серо. Этот 32-летний политик изредка веселит наблюдателей, то грозя убрать из Москвы велосипедистов, то обещая вести свою предвыборную кампанию в общественных банях; в остальное время он полон пафоса и говорит о себе в третьем лице: «кандидат Дегтярев считает», «кандидат Дегтярев обещает»... Иное дело — бесперспективный хорошист от «Справедливой России» Левичев.

На каждых выборах есть политик, который уничтожает себя без всякой помощи со стороны соперников — уничтожает неумением подобрать команду, нелепой избирательной кампанией, собственной неловкостью, наконец. В 2011-м на выборах в Госдуму в таком качестве выступал Михаил Прохоров, сегодня таким кандидатом стал Левичев.

Сперва справорос закрепился в лидерах списка аутсайдеров, радуя математиков и социологов своим исключительно округлым рейтингом. Затем расставил по всему городу свои картонные статуи, ласково поглядывающие на москвичей, равнодушных и к живому Левичеву. Бестолковая агитация за Левичева смешила всех вокруг: его штаб изобразил своего кандидата пишущего ручкой по айпэду, в газете справороса, помимо рецептов супчика с фрикадельками, мелькали приятные для уха расиста словечки «жид» и «ниггер».

Голосовать за Левичева не хотелось. Он вызывал сочувствие. Его хотелось утешить. Но, как выяснилось на днях, Левичеву не хотелось, чтобы его утешали. Он выдвинул свою кандидатуру на этих выборах, чтобы победить. Пускай хотя бы собственный клоунский имидж. С этой целью Левичев, кажется, и прибыл 13 августа 2013 года в дом на Чистопрудном бульваре, где полиция, сопровождавшая депутата, без постановления на проведение обыска вскрыла дверь в обычную московскую квартиру. Левичев объяснил прессе, что в «нехорошей» квартире хранилась незаконная агитация за кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. Довольно скоро сражение за справедливые выборы обернулось нарушением законодательства и неприлично затянувшейся борьбой полиции с московской дверью. Сам Левичев участия в спектакле не принимал, ретировавшись сразу после того, как раздал интервью всем желающим.

Разбираться с законностью материалов, которые были обнаружены в квартире, оставим Мосизбиркому, а сами повнимательнее присмотримся к кандидату от «Справедливой России». И знаете что, москвичи? Что-то в нем есть. И это что-то не должно стать мэром города. Услуги Левичева могли бы пригодиться любителям костюмированных вечеринок и восторженным мазохистам, но вряд ли они приглянутся обывателю. Ну кому из вас, дорогие жители столицы, нужен мэр, который, как безумец из рекламы стирального порошка, носится по городу и вскрывает квартиры, словно консервные банки?

Cправорос, важно раздувая щеки, представляет себя избирателю как «серьезного политика, встроенного в существующую политическую систему». И в этом его главная проблема. «Справедливая Россия» — неудачный клон «Единой России», созданный теми, кто не был знаком с принципом бритвы Оккама. Партия-вырожденец, совершившая харакири с помощью глупейшего изгнания Геннадия Гудкова из Думы. Партия, которая, лишившись не слишком-то харизматичного лидера Сергея Миронова, заменила его и вовсе безликим Левичевым, чью аморфность, видимо, призвана компенсировать редкий пассионарий Елена Мизулина. Партия, которая, как и картонные портреты ее лидера, существует лишь затем, чтобы заполнять собой пространство.

«Справедливую Россию», как и Левичева, все-таки стоило бы пожалеть, если бы не одно но: такие, как он, замусоривают и без того неидеальный пейзаж российской политики. Ну а мусор надо выбрасывать.

< Назад в рубрику