Россия
14:22, 23 сентября 2013

Перпендикулярный светлый путь Духовность против толерантности

Ольга Бакушинская (журналист)
Ольга Бакушинскаяжурналист

«Многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основы западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность — национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога или веру в сатану».

Это президент России сказал на Валдайском форуме. Оставим в стороне не очень понятное слово «евроатлантические», которое раньше употреблял только несколько маргинальный, но бойкий бородач Александр Дугин. Тем более — понятно, что имеется в виду. Европейская цивилизация, по отношению к которой мы всегда идем перпендикулярно, что бы там ни происходило, плохое или хорошее. Иногда мне кажется, что это не судьба, кровь и почва, сложные повороты российской истории и ментальности, а простая детская двухходовка. Если они так, то мы эдак. И посмотрим на реакцию. Реакция вполне естественная, то есть ее нет. Если кто покрутит привычно пальцем у виска, то у нас уже и радуются. Дипломатические ноты пишут, ботинком стучат от восторга.

Европу и Америку и правда иногда забавно заносит в крайности. То рождественскую елку в Бельгии не рискнут ставить, то старинный крест в парламенте объявят не религиозным, но историческим символом. Привычка ни в коем случае не навязывать свое мнение иногда навязчива, но все же не до такой степени, как гордость в связи со своей возвышенной духовностью, парящей над ужасом вокзального туалета.

Ни в одной стране мира ни разу не вышло толково уважать только одну-две точки зрения. Либо не унижают всех, и беленьких, и черненьких, и гомосексуальненьких, либо унижают всех и всегда. Страшное дело — не унижают даже маньяков и убийц вроде Брейвика, которого, как известно, поместили в такие условия, которые у нас считаются курортными.

Мир стремительно меняется, и вовсе не в худшую сторону. Как раз уходит от веры в сатану к вере в бога. Потому что уравнивать людей тоже можно по-разному. Можно как патриарх Кирилл: «Так, постепенно размываются границы греха и праведности. И в норму возводится то, что издревле считалось недостойным человека: пьянство, наркомания, разврат, проституция, гомосексуализм». А можно как папа Франциск: «Мы не можем постоянно говорить только об абортах, однополых браках и контрацепции. Церковь излишне на них "помешалась"… Для меня Церковь как полевой госпиталь после боя. Бесполезно спрашивать, серьезно ли ранен человек, насколько высок уровень холестерина и сахара в его крови! Вы должны исцелить его раны. А тогда уже можно поговорить обо всем остальном».

Если начать разбираться, а почему, собственно, дороги опять разошлись в разных направлениях, то окажется, что люди-то везде одинаковые. Одинаковой святости и порочности. Просто некоторые усваивают уроки, а иные почему-то нет.

К примеру, известный американский католический журналист Джон Аллен имеет привычку время от времени неформально обедать с ньюсмейкерами-кардиналами, чтобы быть в курсе событий в Римской курии. Обычно эти обеды проходили в очень дорогих ресторанах с официантами во фраках и чередой блюд от именитых поваров. И вдруг мистер Аллен получает от кардинала незнакомый адрес — и обнаруживает на этом месте обычную пиццерию. На столе паста и два бокала вина.

— Почему такие странности, ваше высокопреосвященство? — спрашивает журналист.
На что кардинал отвечает:
— Простота — новый римский шик!

Многие скажут, что это всего лишь жест. Но как привычка вежливо улыбаться в любой ситуации постепенно меняет человека изнутри, так и привычка усваивать уроки и отвечать вызовам современного мира меняет страны и народы. Российский путь — не мытьем, так катаньем, не в лоб, так по лбу, не догоним, так хоть согреемся. Так и бегаем веками лошадкой по арене собственной оригинальной духовности, не замечая, что зрители давно покинули свои места и занялись другими делами.

Современный тренд западного христианства, тренд простоты и терпимости, разумеется, имеет свои пороки и скверные анекдоты. Однако ухабы на дороге толерантности легче исправить, чем закопать пропасть ненависти к человеку, если он не такой, как видится в воображении. И только в воображении. Вы много говорите о библейских ценностях? Это отлично. Стоит сдвинуться к ним в реальности хотя бы на метр.

< Назад в рубрику