Экономика
17:45, 16 октября 2013

Символ порядка Что на самом деле дадут визы для мигрантов из Средней Азии

Александр Поливанов
Александр Поливанов

Введение визовой системы для мигрантов из бывших советских республик — мера, которую поддерживают даже очень далекие от национализма россияне. За исключением либерального меньшинства, справедливо утверждающего, что глупо и несовременно закрывать границы в условиях, когда мир движется к единому трансграничному экономическому пространству, всем остальным кажется, будто визы помогут навести порядок с нелегальной миграцией. И они даже не совсем неправы — надо лишь взглянуть на ситуацию под другим углом зрения.

Для начала давайте определимся, зачем вообще нужны визы. Во-первых, считается, что они улучшат контроль за миграцией, в том числе и нелегальной. Это одно из главных заблуждений: инструментов для того, чтобы следить за миграцией, у российских властей и спецслужб на сегодня и так достаточно. Они в курсе всех перемещений россиян и иностранцев внутри страны (одно требование продавать билеты на поезда и автобусы только при предъявлении паспорта чего стоит), им известно, кто и как пересек границу. Мигрантам, чтобы находиться на территории того или иного российского города продолжительное время, необходимо сразу несколько документов. В их числе временная регистрация — если бы этот механизм работал так, как он был задуман, она «закрепляла» бы мигранта за определенным местом и на определенный срок жестче любой визы. Участковые, как правило, знают, в каких домах живут иностранцы, какие квартиры особенно перенаселены и где именно работают мигранты с вверенной им территории.

Таким образом, нелегальная миграция — это проблема не недостатка инструментов, а недостатка компетенции; визы компетенции чиновникам и полиции не прибавят. Как показала история с задержанием предполагаемого убийцы Егора Щербакова, полиция буквально в считанные дни может найти любого мигранта — было бы желание и «указ» сверху. Просто у нас без ручного управления механизмы контроля за мигрантами не работают.

Во-вторых, сторонники виз утверждают, что дополнительная бюрократическая процедура полезна экономике хотя бы тем, что иностранцы будут платить за въезд на территорию России. С таким же успехом можно было бы просто ввести дополнительный налог на россиян: все равно расходы мигрантов так или иначе будут оплачивать все жители страны, пользующиеся услугами иностранцев. «Лишние» 50 долларов, уплаченные на границе, обернутся повышением цен на товары и услуги в потребительском секторе, так как увеличатся издержки бизнеса. При этом не стоит думать, будто снижение эффективности от использования труда мигрантов приведет к замещению иностранцев местными жителями: как убедительно доказывают экономисты, россияне не конкурируют с мигрантами за рабочие места, а для развития экономики России необходимо привлекать намного больше мигрантов, чем это делается сейчас.

В-третьих, визы ассоциируются с чем-то цивилизованным: раз уж россиянам приходится получать визы на въезд в ЕС и США (а там-то уж точно не дураки сидят!), почему же таджики с киргизами беспрепятственно попадают в Россию? С эмоциональной точки зрения этот тезис можно понять, а вот с рациональной — нет. Россия в последнее время ведет переговоры не об ужесточении, а о радикальном упрощении визового режима с Европой. Есть подозрение, что при желании со стороны российских властей визы в Европу для россиян уже давно стали бы чистой формальностью.

Получается, что визы не нужны для контроля за мигрантами, навредят экономике России и не приблизят нас к Европе. Для внешней политики страны они так и вовсе противопоказаны: Россия на протяжении полутора последних десятилетий с упорством, достойным лучшего применения, старается удержать в орбите своего влияния кавказские и среднеазиатские республики, а визы этому делу никак не помогут.

И все же визы для мигрантов — это вполне «рабочая» идея, ее можно и нужно обсуждать, если понимать, зачем действительно нам нужны визы. А понадобиться они могут как символ новых изменений в отношении к проблеме миграции, как новый бренд, как полиция вместо милиции (если бы медведевская реформа была доведена до конца).

Если признаться себе, что вся миграционная политика последнего десятилетия провалилась и стране необходим совершенно новый взгляд на проблему, виза может оказаться тем чистым листом, с которого можно начать строительство современной миграционной политики. Если визы помогут отменить дурацкие регистрации, взяткоемкую систему квотирования и унизительную процедуру проверки документов в метро у каждого второго «подозрительного лица», их введение будет поддержано всеми слоями населения. И наоборот: если виза превратится в очередной документ, за который надо будет давать очередную взятку, то лучше с этой идеей даже не заморачиваться.

< Назад в рубрику