Россия
20:33, 22 октября 2013

Старо как Третий Рим О бессмысленности имперских амбиций

Петр Бологов
Петр Бологов

22 октября — особый день для каждого русского патриота, даже если он об этом и не знает. 292 года назад царь Петр Алексеевич Романов, более известный широкой публике по своему порядковому номеру, был провозглашен «отцом Отечества» и по совместительству императором всероссийским. Новоиспеченная империя была в штыки встречена на Западе, где упорно продолжали величать российских правителей «царями», а их государство, соответственно, «царством».

Со временем все утряслось. Россия быстро приобрела черты, характерные для большинства империй: власть сосредоточилась вокруг фигуры монарха, внешняя политика стала более агрессивной, концепция «Москва — Третий Рим» хоть и не приобрела статус стержня государственной идеологии, но, тем не менее, постоянно была в игре. Российская империя немного не дотянула до своего 200-летия. Ее буйные наследники, впрочем, в итоге построили свою империю — с такими же амбициями, беспринципной внешней политикой и настолько неограниченной властью «монарха», что венценосные особы прошлого, наверное, перевернулись бы от зависти в своих гробницах.

Почти 70 лет существовала Советская империя, что с точки зрения, например, египтолога, абсолютно смехотворный по продолжительности отрезок времени. Совсем не впечатляет, если вспомнить, что Британская империя продержалась 400 лет, Римская — примерно 500 лет, Османская — 600 лет, а от первых византийских императоров до падения Константинополя прошло (с небольшим перерывом) около тысячи лет.

Правда, не все империи шли по пути Британии, Рима или Византии, постепенно, шаг за шагом расширяя свои владения, утверждая влияние, переживая спады и подъемы. Некоторые из них, такие, как держава Александра Македонского, Третий Рейх или наполеоновская Франция, вспыхивали и сгорали в одночасье, успев побить тьму тьмущую народа. Думается, и Советский Союз был ближе к империи-однодневке, чем к обстоятельной мировой державе, строившейся с основательным заделом на будущее.

Сегодня наши ни в коей мере не сдержанные в своих патриотических чувствах сограждане не упускают случая интерпретировать фразу «Россия встала с колен» как некий старт к реинкарнации Российской империи. Причем даже не кальки с той, которая существовала до 1917 года, и не советского монстра, а некоего нового сверхгосударства, которое благодаря своим неисчерпаемым ресурсам и человеческому потенциалу должно выйти на первое место в мире по всем показателям.

Но даже если посочувствовать этим чаяниям, избавиться от закономерных опасений практически невозможно. Ну, во-первых, ресурсы исчерпаемы, пусть их еще и хватит на несколько десятков лет. А во-вторых, есть и резонные сомнения в человеческом потенциале: если и возникнет в пределах наших границ империя, то как бы она не стала монгольской — или какой угодно другой, но только не российской. По крайней мере, демографические выкладки подтверждают, что, проживи Советский Союз еще лет 30-40, его русские граждане уступили бы свои доминирующие позиции нацменьшинствам. Вряд ли «вставших с колен» устроит такой этнический расклад.

А раз так, то времени на строительство новой Российской империи осталось всего ничего и, следовательно, наши неоимпериалисты должны поторопиться. Как торопился Гитлер, боявшийся, по всей видимости, окончательно спятить под грузом всех своих фобий. Только в этом случае надо иметь в виду: подобные проекты долговечностью никогда не отличались, зато обходились очень дорого и своим, и чужим.

< Назад в рубрику