Россия
14:15, 19 ноября 2013

Вождение без прав Что ждет Навального в качестве лидера партии

Андрей Козенко
Андрей Козенко

Партия «Народный альянс» провела учредительный съезд, ее председателем выбран получивший на выборах мэра Москвы более 27 процентов голосов Алексей Навальный. Ближайшая цель партии ― выборы в Мосгордуму. Хотя точнее будет сформулировать так: надо, чтобы партию зарегистрировали, а ее председателя не посадили.

Этой осенью я был на трех партийных съездах. «Другая Россия» Эдуарда Лимонова в который раз проводила учредительный, «Справедливая Россия» ― очередной. Партия «Народный альянс» ― тоже учредительный, но второй по счету, поскольку документы первого съезда завернул Минюст. Как ни парадоксально, меньше всего об Алексее Навальном говорили на последнем мероприятии — съезде той партии, где его, собственно, избрали председателем. Такая модная и немного сумасшедшая игра этой осени, в которой политики участвуют вопреки своей воле. Выступающие с трибун, от Эдуарда Лимонова до Елены Мизулиной, сообщают почти одно и то же одними и теми же словами: они изо всех сил пытаются определить свое место в системе политических координат между Путиным и Навальным.

Навальный с местом определился. «Народный альянс», если вспомнить, задумывался как партия сторонников политика, при этом без самого политика. Потом конструкция изменилась: для того чтобы участвовать в выборах, надо быть партийным человеком. А Навальный поучаствовал, ему понравилось, он хочет еще.

Симпатичный конференц-зал: наконец-то у оппозиции появились деньги, позволяющие проводить мероприятия не только в безысходном гостиничном комплексе «Измайлово». Партийный символ: красно-синий бумажный самолетик на белом фоне, символизирующий быстрый взлет ― так считают сторонники партии. Ну, или стремительный пролет ― как настаивают недоброжелатели. Выборы председателя партии проходят на альтернативной основе. Скорее формальность, чем реальная конкуренция; но это все равно был красивый жест.

Кандидат (пока еще) в председатели Навальный сначала произносит речь, затем отвечает на вопросы. Темы разные, суть одинаковая. От него ждут спасительных решений, желательно космического масштаба. Он же вгоняет сторонников в легкий ступор, призывая их самостоятельно искать решения. Сторонникам, настаивает Навальный, предстоит тяжелый труд ― отучиться ждать, что скажет вождь. Навальный утверждает, что не хочет строить вождистскую партию — и избирается председателем «Народного альянса». Костяк его соратников-приятелей по новой формирует центральный партийный совет.

Что изменилось? Исчезает неопределенность, как Навального называть — политиком, юристом или, прости господи, популярным блогером. Что изменится хотя бы в среднесрочной перспективе — даже и говорить нелепо: гадание на кофейной гуще по сравнению с попытками проанализировать логику выстроенной в стране политической системы ― прозрачное, понятное и благородное занятие. На простой вопрос: зарегистрирует ли Минюст партию «Народный альянс»? — ответа попросту не существует. Варианты ответов: да, нет, зарегистрируют, но слишком поздно, чтобы дать поучаствовать в выборах в Мосгордуму, — имеют одинаковую вероятность. Еще один интересный момент — а сможет ли сам Навальный поучаствовать в этих выборах? Госдума приняла закон, запрещающий осужденным по тяжким статьям баллотироваться куда-либо, однако эта норма признана антиконституционной и, по идее, должна быть отменена.

Если партию зарегистрируют, то это могла бы быть очень любопытная история. Удастся ли партийцам, таким молодым, красивым, креативным, обойтись без аппаратных игр, через которые оппозиция привыкла самореализовываться за неимением иных способов сбросить лишнюю энергию? Смогут ли они отказаться от попыток получить эксклюзивный доступ к телу председателя и просьб в духе «решить вопрос»? Согласится ли он сам «решать» такие «вопросы»? Интересно, потому что можно будет сравнить и в итоге понять — так устроена только путинская вертикаль или так устроена любая российская система вообще, и никакие благие намерения и новые заочно прекрасные люди ее не переделают.

Опять же, любопытно: мы уже видели, как сам Навальный проводит предвыборную кампанию, и это была запоминающаяся штука. Смогут ли люди из его окружения выступить так же эффектно на выборах депутатов Мосгордумы? Тем более что противостоять им придется, скорее всего, не обители зла в виде «Единой России» и не мэру Собянину, который от этих выборов постарается удалиться по максимуму, а вполне симпатичному мужику-одномандатнику, который фотографируется на фоне российского флага со слоганом а-ля «Хватит политики ― время работать». О том, что мужик был единоросом, все узнают только потом, когда он в надлежащую фракцию вступит. Как бы то ни было, выборы в Мосгордуму могут стать первой избирательной гонкой, в которую оппозиция вступила бы не с протестными лозунгами, а с собственным креативом.

Если «Народный альянс» все же не зарегистрируют, то выборы сведутся к торгу с партией «РПР-Парнас» — по поводу того, сколько округов они дадут людям Навального в условиях, когда сопредседатель Немцов ему симпатизирует, сопредседатель Рыжков его ненавидит до боли, а мнение сопредседателя Касьянова вообще никто не слышал. Об этом сейчас просто говорить ― уже скучно.

Ну, и не следует забывать, на каком фоне все это будет происходить. Спектакль под названием «Навальный все украл» уже обкатан в российской провинции. В следующем году его покажут на столичной сцене. Спектакль тоже по-своему фактурный. Ты как дурак в зале суда размахиваешь счетами-фактурами, договорами поставки, накладными, а тебе в ответ бубнят: «Замаскировал преступную деятельность под гражданско-правовые отношения». Финал открытый: второй подряд условный срок УК РФ не запрещает, но и варианты, само собой, возможны.

Пока у Навального получалось даже самые дикие обстоятельства поворачивать в свою пользу. Его судили ― он готовился к выборам. Его посадили ― он беспокоился по поводу комаров в СИЗО. Его выпустили, дав понять, что все это благодаря Кремлю ― окей, он пошел на выборы и превратил в клоунов представителей парламентских партий.

А вот теперь Навальному предстоит работать в коллективе. И это будет посложнее.

< Назад в рубрику