Наука и техника
17:45, 6 февраля 2014

Мышка пробежала, джойстиком махнула Кому мешают компьютерные игры

Игорь Белкин
Игорь Белкин

В феврале 2014 года произошел первый в истории России школьный «шутинг». Ученик 10 класса московской школы №263 взял из дома отцовские винтовки и патроны, пришел на занятия и застрелил двух человек — учителя географии и полицейского. Не прошло и пары часов с момента появления первых сообщений о захвате заложников, как российские газеты принялись выяснять, не замешаны ли в этой истории компьютерные игры. И без труда нашли подтверждение своим предположениям: убийца играми, разумеется, баловался — как и положено большинству его сверстников.

В СМИ по этому поводу началась буквально истерика. Одним двойное убийство в школе напомнило «сюжет запрещенной в США компьютерной игры» (какой — не уточняется). Другие принялись публиковать тексты о том, как компьютерные игры превращают детей в убийц. В едином порыве журналисты превратились в старых бабок у подъезда: дескать, молодежь — сплошь проститутки да наркоманы, по телевизору показывают исключительно «сиськи-письки», а от компьютеров у подрастающего поколения крыша едет. Это довольно простая для понимания и легкая в формулировке картина мира, открывающая практически безграничный простор для творчества.

Скажем, можно выступить в жанре «в соседнем селе мальчик играл два дня подряд и умер». Можно припомнить (что сразу и сделали почти все) Александра Копцева, напавшего с ножом на людей в синагоге и ранившего нескольких человек — это происшествие проще было объяснить увлечением преступника игрой Postal, нежели бесконечными часами, проведенными им на антисемитском форуме.

Еще для придания материалу весомости допустимо позвать знакомого психолога и попросить его сказать пару слов о тлетворном влиянии компьютерных игр на жизнь молодежи. Привести в доказательство пару исследований, утверждающих, что игры исключительно вредны; многочисленные изыскания, настаивающие на обратном, упоминать не обязательно.

Ну и, наконец, стоит просто заключить, что игры учат детей убивать. В итоге получаются примерно вот такие материалы, где смешались в кучу Израиль, беспилотники, бездуховность, арабы, проклятая Америка и бог знает что еще; тексты, вызывающие куда больше агрессии, чем все шутеры вместе взятые.

Игроистерия в СМИ подкреплялась и традиционной активностью депутатов Госдумы. На следующий день после инцидента в школе №263 депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Михеев внес состряпанный наскоро законопроект об ограничении на продажу игр. Логика этого документа примерно такая: «Отомстим Америке — разбомбим Омск»; проект налагает ограничения на продажу шутеров и вводит запрет на посещение игровых магазинов детьми. Шутеры, считает депутат, надо приравнять к порнографической продукции. (Если вдруг депутат Михеев читает этот текст: Олег Леонидович, в России, вообще-то, для игр существует система рейтингов; для всех будет лучше, если вы не будете клепать запреты один за другим, а подумаете, как заставить рейтинги работать без принятия драконовских законов.)

Как бы то ни было, многочисленные «эксперты», утверждающие, что «шутеры учат убивать», никак не могут объяснить, почему Россия еще не выиграла ЧМ по футболу — с учетом любви соотечественников к сериям FIFA и PES; почему Корея еще не завоевала весь мир — с учетом того, что там живут гении стратегии Starcraft; почему Белоруссия не перемолола танковыми гусеницами Европу — ведь World of Tanks создана белорусами. Кроме того, человечество, вообще-то, увлечено компьютерными играми с 1976 года, так что по этой логике мир должен был уже захлебнуться в шутингах, чего вроде бы не происходит.

При этом все забывают, что самый популярный досуг у мальчиков всех национальностей, культур, времен и народов — игра в войнушку. Ровно потому, что человек убивал человека и развязывал войны на протяжении всего своего существования. То есть не войны шли за играми, а наоборот.

А главным опровержением доводов квазиэкспертов о вреде игр являемся мы. Собственных детей уже воспитывает поколение, выросшее на Doom, Killer Instinct, Mortal Kombat и Duke Nukem 3D — мы играли в эти игры, когда нам было по восемь-двенадцать лет, и дожили до третьего десятка без судимостей по особо тяжким статьям. Поколение 1980-х своим личным примером опровергло ужасные прогнозы психологов, прочивших нам участь погрязших в мире виртуального разврата моральных уродов, убивающих все на своем пути.

< Назад в рубрику