Спорт
15:25, 18 июня 2014

Обратная сторона дисциплины Российские игроки панически боялись совершить ошибку

Петр Каменченко (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Петр КаменченкоСпециальный корреспондент «Ленты.ру»

Перед началом трансляции стартового матча сборной России на чемпионате мира в Бразилии по Первому каналу показали фильм о нашей команде. Главным героем его был Фабио Капелло, а главной идеей — дисциплина. Футболисты рассказывали, как много и упорно они работают, какими ответственными стали, какой порядок теперь царит во всем, как это правильно и какая теперь чудесная атмосфера в команде. Порядком восхищались и журналисты, наперебой сообщая о том, что сборная живет на закрытой от всех базе, Капелло строго запретил общение футболистов с кем бы то ни было. Никаких интервью, выходов в интернет, комментариев действий на поле, тем более, рассказов о внутренней жизни команды. Все строго по расписанию и протоколу. Все рассчитано до секунды, все работает как часы. Шаг в сторону — побег, прыжок на месте — провокация. Кого это не устраивает — тот свободен.

Сам Капелло предстал в фильме суровым максималистом: точно знающим, чего хочет, всегда этого добивающимся, говорящим мало, улыбающимся редко, если что-то не так — встанет и уйдет, трудоголиком, победителем. Полная противоположность расслабленному демократу Гусу Хиддинку и лукавому корыстолюбцу Дику Адвокату.

Зрителям Первого канала фильм не мог не понравиться: наконец-то на зажравшихся миллионеров нашлась управа. Никаких жен, подруг, ночных клубов и кальянов теперь уж точно не будет.

За всем этим как-то очень органично позабыли о самой игре. За счет чего именно, кроме точного выполнения установки тренера на матч, сборная России будет побеждать в Бразилии соперников. Пока речь шла о дисциплине, говорили много, уверенно, с хорошими примерами и аргументами, как только переходили на футбол, ограничивались красивыми нарезками эпизодов.

У Южной Кореи мы были обязаны выигрывать. Это был наш шанс. Три очка в матче с самой слабой командой группы давали нам хорошую позицию в турнире и уверенность перед встречами с более сильными соперниками.

В матче с корейцами российская сборная играла в высшей степени дисциплинированно и в той же степени боялась совершить ошибку. То, что в стартовом составе не оказалось Дзагоева и Денисова, легко объяснимо. Отсутствие Алана — единственного в нынешнем составе футболиста, способного дирижировать игрой на поле, менять темп, направление и характер атак, — было обусловлено все той же дисциплиной. Капелло всегда считал, что Дзагоев недостаточно точно выполняет его установки на поле. Да и все мы знаем, что Алана действительно может «понести» в самый неподходящий момент, чему уже были не раз свидетелями. В меньшей степени это относится к Игорю Денисову, но и он бывает неуправляем.

В стартовом матче нам противостояла команда, фактически единственным достоинством которой была организованность и … маниакальная дисциплина, возведенная в архетип, национальную особенность характера и главное средство достижения цели. 90 минут мы соревновались с корейцами в их коронном виде программы и не уступили им. Раз за разом наши футболисты выбирали самые безопасные и очевидные решения. Если существовала вероятность ошибки, следовал пас ближнему, поперек поля, назад. Ни одного рискованного хода, ни одного нестандартного действия. Зато по количеству точных передач этот матч наверняка стал одним из лучших для сборной России. Футболисты панически боялись ошибиться. И ошиблись…

Состояние команды наглядно продемонстрировал ляп самого опытного и надежного ее футболиста. По лицу Игоря Акинфеева было видно, в каком напряжении он находится. И это человек, игравший против лучших форвардов мира! Никаких серьезных задач перед нашей защитой и вратарем соперники не ставили, но Игорь раз за разом не мог поймать и надежно зафиксировать мяч. И, в конце концов, уронил его в ворота.

Гол от корейцев наши восприняли как катастрофу. При той картине игры, что мы наблюдали на поле 70 минут, так оно и было. Наши бросились на отчаянный штурм, и корейцы тут же смешались. Сборной России удалось отыграться, но, выбросив адреналин отчаяния, футболисты вновь почувствовали страх. Страх сделать что-то не так, страх ошибиться.

Футбол — это жизнь. В нем есть все, и он великолепно демонстрирует особенности национального характера, выворачивает их наизнанку. Хиддинк дал футболистам свободу. И мы были потрясены тем, что они, оказываются, могут и умеют. Они были прекрасны, но очень быстро воля стала анархией, кальяном и склоками. Капелло закрыл вольницу, сделав ставку на порядок и жесточайшую дисциплину. Что из этого выйдет, мы узнаем в самое ближайшее время.

В русском языке есть много замечательно образных выражений: «закрутить гайки», «накачать», «построить», «отпустить вожжи», «слететь с катушек», «что русскому хорошо, немцу — смерть»...

И так плохо, и так нехорошо. Как же понять иностранцу русскую душу, когда мы сами тысячу лет в себе разобраться не можем.

Не хочу выглядеть пророком, но после игры с Южной Кореей мне почему-то представились много раз поротые офицерами георгиевские кавалеры, втыкающие в землю штыки и расходящиеся с фронта по домам.

< Назад в рубрику