Экономика
09:23, 25 июня 2014

Почему Россия не Иран Кто мешает торговым санкциям Запада против России

Константин Угодников
Константин Угодников

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия подаст иск в ВТО по поводу санкций, введенных против нее администрацией США и руководством Евросоюза. Сделал он это, выступая на юридическом форуме в Санкт-Петербурге, и отметил, что это будет хороший тест на непредвзятость данной организации. Ведь санкции введены по мотивам политическим. Из-за событий на Украине. А Всемирная торговая организация уже давно объявила себя не политическим, а чисто торговым объединением. При этом решения ее судебных органов являются обязательными для всех стран — членов ВТО. Но есть в этой истории аспект, о которым мы, к сожалению, забыли. Это люди.

«Мы камикадзе», — с грустью говорил мне один из членов российской делегации, занимавшейся присоединением России к ВТО в Женеве еще несколько лет назад. В необходимость членства страны в этой организации он верил искренне. Да и сейчас верит. И его пессимизм был связан не с тем, что процесс этот оказался долгим и мучительным. Проблема в другом. Таких, как он, в стране были единицы. Действовала наша делегация вопреки мнению подавляющего большинства населения. И доказать свою правоту шансов не было никаких. Результаты членства можно ощутить только в долгосрочной перспективе.

Кто же тогда знал, что благодаря политикам мы почувствуем результат уже через два года после присоединения?! Принятые против России в связи с событиями на Украине экономические санкции пока не выглядят масштабно. Европейский банк реконструкции и развития заморозил процедуру принятия решений о своих новых проектах в нашей стране, FATF (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) отказалась провести на территории России два своих мероприятия. Что касается санкций со стороны отдельных государств, то больше всего «постарались» США и Германия. Первыми заморозили счета нескольких десятков россиян в своих банках, прекратили лицензирование экспорта в Россию продукции двойного назначения и ужесточили режим импорта товаров некоторых российских предприятий. ФРГ, в свою очередь, заморозила контракт на продажу России спутниковых технологий на общую сумму 700 миллионов евро.

Ущерб и вправду сравнительно небольшой. Но тут уж дело принципа. Если ВТО провозглашает равенство прав всех своих членов, то уж, будьте добры. А нарушений основополагающих принципов этой организации налицо как минимум два. С одной стороны, все участники этой организации обязались предоставлять компаниям из других стран на своей территории так называемый режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим. А с другой — отказались от дискриминации. То есть российский производитель подтяжек должен обладать в США точно такими же правами, что и, например, канадский. А тут мало того что счета блокируют, так еще вводят прямые запреты на импорт. Чего хотя бы стоит исключение американцами России из списка стран с переходной экономикой, имеющих право беспошлинного ввоза на территорию США некоторых видов товаров. Вот теперь и поглядим, как сама ВТО стоит на страже своих принципов. Тем более случаи, когда эта организация признавала действия США незаконными и Вашингтон вынужден был подчиниться, вовсе не единичны. Другое дело, Россия свои иски в рамках ВТО пока не выигрывала.

Вернемся к людям. Человек, который называл себя тогда камикадзе, слава богу, жив и здоров. Созданная им команда профессиональных переговорщиков сделала для защиты интересов своей страны даже больше, чем иное воинское подразделение. В противном случае санкции против России уже давно походили бы на аналогичные меры, принятые США и Евросоюзом против Ирана. Этим людям теперь стоит поставить памятник. Даже знаю где — в Севастополе.

< Назад в рубрику