Экономика
09:35, 8 сентября 2014

Из-под небес на землю Почему Китай не инвестирует в российскую экономику

Александр Ивлев (Управляющий партнер EY по России)
Александр ИвлевУправляющий партнер EY по России

Главный урок, который стоит вынести России из нынешней ситуации — это необходимость изменения не только товарной структуры нашего экспорта, но и его географического распределения. И в первую очередь речь идет о необходимости более четкого сотрудничества с главным восточным соседом — Китаем.

На первый взгляд, территориальная близость и более чем полувековой лозунг: «Русские и китайцы — друзья навек и никогда — враги», а также наличие столь необходимых Китаю природных ресурсов делает этот интерес логичным. Однако анализ структуры внешнеторгового оборота и потоков прямых инвестиций говорит о том, что на сегодняшний день ситуация далека от оптимальной. Доля Китая в российском внешнеторговом обороте стабильно растет примерно на 10 процентов в год и достигла почти 20 процентов от общего объема. Структура товарных потоков предсказуема: импорт — электроника и машиностроение, экспорт — природные ископаемые и топливо, древесина.

Зато накопленные китайские инвестиции в российскую экономику находятся в зоне статистической погрешности и привлекаются в ручном режиме и на высоком уровне переговоров. Достаточно сказать, что за последние 5 лет Китай инвестировал в Россию меньше, чем Бельгия.

Между тем сегодня Китай — это мировой лидер по объему привлеченных и размещенных инвестиций, вложениям в собственную инфраструктуру и страна, ориентированная на перевод производств на высокотехнологичные рельсы. У китайских инвесторов и компаний есть опыт дешевого строительства и недорогие деньги. Однако их интерес на развивающихся рынках связан с проектами по контролю над источниками сырья в Африке и Латинской Америке, хотя работа в данных регионах и чревата очевидными рисками. Так, в одной Ливии на строительных проектах китайские инвесторы потеряли почти 17 миллиардов долларов.

Возникает предположение, что низкая инвестиционная активность Китая в России была связана не только с приоритетами, но и с недостаточной инвестиционной привлекательностью российских территорий. Для развития приоритетных секторов экономики России, а именно — инфраструктуры, регионов и предпринимательства, а также продовольственной безопасности необходимо кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Во время последнего визита Владимира Путина в КНР, было подписано более 50 проектов. Конечно, среди всех планов, выделяется масштабное долгосрочное газовое соглашение, но не менее важно сотрудничество в сфере высоких технологий и инфраструктуры.

Особое место занимает евразийский высокоскоростной транспортный коридор в западную Азию. Например, строительство его участка на территории Казахстана уже способствовало развитию смежных отраслей и дало стране множество новых передовых технологий. Аналогичный интерес представляет российско-китайское партнерство в строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Казань, где возможно использование технологий и опыта КНР по строительству высокоскоростной магистрали Лан Чжу — Урумчи.

Есть и другие проекты. Так, китайские партнеры планируют инвестировать 2 миллиарда долларов в проект строительства ветки метро в Новую Москву и заняться развитием прилегающих территорий. Еще одним позитивным примером станет выход ведущего онлайн-ритейлера Alibaba на российский рынок. Это будет стимулировать новые развитие логистической инфраструктуры и дополнительные инвестиции в нее. Важно, что эти проекты дают так необходимый нам импульс к развитию малого и среднего бизнеса, где опыт Китая может очень пригодиться.

Одним из примеров углубления и интенсификации совместной работы в вышеупомянутых областях является проект по совместному созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и современного вертолета грузоподъемностью до 15 тонн. Возможно, наши технологии, наработки Китая и синергетический эффект финансирования двумя сторонами, создадут конкурентоспособную по цене и характеристикам модель.

Достаточно высокий потенциал и у другого технологичного сектора — автомобилестроения. Еще недавно новости о приходе на российский рынок производителей легкового и коммерческого автотранспорта, а также комплектующих могли вызвать только улыбку. Однако за последние годы были созданы сборочные предприятия ведущих китайских автопроизводителей. А автопогрузчики, дорожная техника, автобусы и грузовики из Поднебесной заняли свою, достаточно значительную, долю рынка. Китайские производители также инвестируют в новые для них сектора, например в энергетику, где было создано совместное производство мини-турбин.

Большое количество совместных проектов уже сегодня имеют региональный фокус и находятся в списке приоритетов региональных властей. Среди регионов, которые уже включили в свои планы реализацию проектов с китайскими партнерами числятся Республика Татарстан, Алтайский край, Нижегородская и Челябинская области. Здорово, что уже сейчас многие проекты, например в Татарстане, имеют не только вектор на локализацию производства, но и создание сопутствующих центров разработки. Это не частый пример в российских реалиях.

Особо хотел бы отметить программы, которые связаны с развитием Сибири и Дальнего Востока. Реализация стратегий развития дальневосточного региона должна позволить расширить доступ добывающим компаниям к рынкам сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что невозможно сделать без соответствующих современных логистических связей. Инфраструктурные проекты, такие как строительство первого постоянного железнодорожного моста через Амур и модернизация портов, должны стать обязательной составляющей этого плана. Настоящими точками роста станут инвестиционные проекты, связанные с планами комплексного освоения территорий опережающего развития (ТОР).

В этом плане перспективной видится совместная работа китайских инвестиционных фондов и компаний с российскими партнерами по разработке и освоению месторождений. Яркий пример — Огоджинское угольное месторождение, когда инвестиции будут направлены не только в саму добычу, но и строительство портового терминала, генерирующих мощностей.

Концепция ТОР сама по себе очень хороша, но мы многократно убеждались, что зачастую если проект не поддержан соответствующей социально-экономической базой, то он не жизнеспособен. Никакие льготы не приведут в эти территории инвесторов на долгосрочной основе. Поэтому особенно интересно, если при участии всех российских институтов, будут созданы условия по привнесению на нашу почву лучшего из китайского опыта развития частно-государственного партнерства и развития предпринимательства. Поверьте, нам есть чему поучиться друг у друга.

< Назад в рубрику