Экономика
08:01, 18 сентября 2014

По сусекам Правительству не хватает денег при растущих доходах

Константин Угодников
Константин Угодников

Российское правительство теперь все больше похоже на человека, вышедшего из дому за хлебом без кошелька. Теперь оно стоит у кассы и судорожно считает мелочь в карманах. Это при том, что в сундуке у него, если судить по проекту бюджета на следующий год, 15 триллионов 52 миллиарда рублей. Это почти в два раза больше, чем в кошельках у правительств Австрии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Швейцарии — мягко говоря, не самых бедных государств мира. И с более высоким уровнем жизни. И почти столько же, сколько в бюджете Голландии.

Зато само российское государство в последние годы сводит концы с концами все с бОльшим трудом. И скребет деньги буквально по сусекам. Во всяком случае, прозвучавшее на этой неделе на заседании трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам предложение Минфина отказаться со следующего года от выплат базовой части трудовой пенсии — это сигнал. Если сравнивать его с цветами террористической опасности, которые присваивают той или иной ситуации спецслужбы, он должен иметь последний критический цвет — красный.

Понятно, что такая мера вряд ли будет одобрена. Но сам факт: разработчики бюджета рассчитывают таким образом сэкономить всего 30 с половиной миллиардов рублей. Копейки при таких доходах. А ведь это еще не все. 55 миллиардов надеются сэкономить на Фонде обязательного социального страхования. А у Фонда обязательного медицинского страхования Минфин требует вернуть часть средств из межбюджетного трансферта — 140 миллиардов рублей. Добавим к этому экономию на продлении пенсионного моратория, и картинка получается совсем уж безрадостная.

Денег правительству не хватает. Имея, повторимся, 15 триллионов 52 миллиарда, оно собирается потратить 15 триллионов 483 миллиарда, то есть на 431 миллиард больше. А варианты, как закрыть образовавшуюся дыру, обсуждаются самые разные. Начиная от инициатив запустить руку в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния путем смягчения пресловутого «бюджетного правила» и заканчивая введением новых налогов. Например, налога с продаж. Того самого, который уже был однажды признан Конституционным судом не соответствующим Основному закону. Добавим к этому еще и попытки ввести налог на недвижимость.

И дело тут не в дефиците — с кем не бывает. А в том, что в России существовали правительства, при которых цены на нефть были ниже, доходы бюджета меньше. И ничего, на мелочь не разменивались. Сравним. Закон о бюджете на 2007 год. Доходы — 6 триллионов 965 миллиардов, расходы — 5 триллионов 463 миллиарда. Профицит — более полутора триллионов. 2006 год: доходы — 5 триллионов 46 миллиардов, расходы — 4 триллиона 270 миллиардов. Для наглядности возьмем закон о бюджете на 2004 год. Тогда правительство планировало получить доходы в размере 2 триллиона 742 миллиарда. А израсходовать — 2 триллиона 660 миллиардов.

Оговоримся, для более корректного сравнения доходы и расходы бюджета за прошлые годы следует привести к нынешнему периоду, взяв в качестве ставки дисконтирования хотя бы показатели инфляции. Скажем, если пересчитать доходы бюджета за 2004 год в нынешних ценах, то сумма получится порядка 5 триллионов рублей. А за 2007-й — чуть более 9 триллионов. Однако даже при таком, более грамотном сравнении, получается, что государство в России тратит деньги быстрее, чем зарабатывает.

Бюджетная безответственность правительства становится более наглядной, если сравнить данные по доходам и расходам в процентах к ВВП. Подчеркнем — данные, публикуемые каждый год самим Минфином. Так вот, в 2004 году правительство получило доходы в размере 36,6 процента ВВП, потратило — 31,7 процента. То есть на 4,9 процента ВВП меньше. В 2007 году доходы уже составляли 39,9 процента ВВП, а расходы — 33,1. Разница увеличилась до 6,8 процента. А вот после 2008-го началась ярмарка невиданной щедрости. Разница между доходами и расходами в 2010 году уже составила 4,6 процента ВВП, в 2011-м — 2,5 процента ВВП, в 2012-м — 0,4 процента ВВП, в 2013-м расходы начали превышать доходы. Причем дефицит растет как в абсолютных, так и относительных показателях. При этом надо учитывать, что доходы бюджета — это то, что государство изымает из экономики в виде налогов. Прямых или косвенных, абсолютно не важно. Других источников у него нет. И получается, что швырялось деньгами до сих пор правительство, а затягивать пояса теперь придется всем.

До 2008 года государство не только снижало зависимость экономики от цен на нефть, но и сокращало налоговое бремя. В среднем на один процент ВВП в год. Была снижена ставка налога на добавленную стоимость — с 20 до 18 процентов, ставка ЕСН (нынешние социальные взносы) с 36 процентов от фонда оплаты труда, до 32 процентов. Отменен (!) налог с продаж. Государство, чтобы экономика не угодила в демографическую яму, ввело накопительную пенсионную систему. А ведь тогда еще шла война в Чечне, требовавшая дополнительных расходов. Страна платила еще и по советским внешним долгам. А экономический рост и вместе с ним рост реальных доходов населения все равно превышали 7 процентов годовых. Не чета нынешнем показателям, находящимся на уровне статистической погрешности.

У нынешнего поколения федеральных чиновников, ответственных за качество экономической политики, есть отговорка. Формулируется она следующим образом. Кризис 2008 года привел к ухудшению ситуации во всех без исключения странах мира. Но в отношении России этот аргумент, к сожалению, работает слабо. Цена на основной отечественный экспортный товар — нефть — за 10 лет выросла более чем в 2 раза. Для сравнения: в 2004 году черное золото стоило 38,2 доллара за баррель. В 2005-м — 54,4 доллара. Сейчас — в районе ста.

< Назад в рубрику