Российское правительство теперь все больше похоже на человека, вышедшего из дому за хлебом без кошелька. Теперь оно стоит у кассы и судорожно считает мелочь в карманах. Это при том, что в сундуке у него, если судить по проекту бюджета на следующий год, 15 триллионов 52 миллиарда рублей. Это почти в два раза больше, чем в кошельках у правительств Австрии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Швейцарии — мягко говоря, не самых бедных государств мира. И с более высоким уровнем жизни. И почти столько же, сколько в бюджете Голландии.
Зато само российское государство в последние годы сводит концы с концами все с бОльшим трудом. И скребет деньги буквально по сусекам. Во всяком случае, прозвучавшее на этой неделе на заседании трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам предложение Минфина отказаться со следующего года от выплат базовой части трудовой пенсии — это сигнал. Если сравнивать его с цветами террористической опасности, которые присваивают той или иной ситуации спецслужбы, он должен иметь последний критический цвет — красный.
Понятно, что такая мера вряд ли будет одобрена. Но сам факт: разработчики бюджета рассчитывают таким образом сэкономить всего 30 с половиной миллиардов рублей. Копейки при таких доходах. А ведь это еще не все. 55 миллиардов надеются сэкономить на Фонде обязательного социального страхования. А у Фонда обязательного медицинского страхования Минфин требует вернуть часть средств из межбюджетного трансферта — 140 миллиардов рублей. Добавим к этому экономию на продлении пенсионного моратория, и картинка получается совсем уж безрадостная.
Денег правительству не хватает. Имея, повторимся, 15 триллионов 52 миллиарда, оно собирается потратить 15 триллионов 483 миллиарда, то есть на 431 миллиард больше. А варианты, как закрыть образовавшуюся дыру, обсуждаются самые разные. Начиная от инициатив запустить руку в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния путем смягчения пресловутого «бюджетного правила» и заканчивая введением новых налогов. Например, налога с продаж. Того самого, который уже был однажды признан Конституционным судом не соответствующим Основному закону. Добавим к этому еще и попытки ввести налог на недвижимость.
И дело тут не в дефиците — с кем не бывает. А в том, что в России существовали правительства, при которых цены на нефть были ниже, доходы бюджета меньше. И ничего, на мелочь не разменивались. Сравним. Закон о бюджете на 2007 год. Доходы — 6 триллионов 965 миллиардов, расходы — 5 триллионов 463 миллиарда. Профицит — более полутора триллионов. 2006 год: доходы — 5 триллионов 46 миллиардов, расходы — 4 триллиона 270 миллиардов. Для наглядности возьмем закон о бюджете на 2004 год. Тогда правительство планировало получить доходы в размере 2 триллиона 742 миллиарда. А израсходовать — 2 триллиона 660 миллиардов.
Оговоримся, для более корректного сравнения доходы и расходы бюджета за прошлые годы следует привести к нынешнему периоду, взяв в качестве ставки дисконтирования хотя бы показатели инфляции. Скажем, если пересчитать доходы бюджета за 2004 год в нынешних ценах, то сумма получится порядка 5 триллионов рублей. А за 2007-й — чуть более 9 триллионов. Однако даже при таком, более грамотном сравнении, получается, что государство в России тратит деньги быстрее, чем зарабатывает.
Бюджетная безответственность правительства становится более наглядной, если сравнить данные по доходам и расходам в процентах к ВВП. Подчеркнем — данные, публикуемые каждый год самим Минфином. Так вот, в 2004 году правительство получило доходы в размере 36,6 процента ВВП, потратило — 31,7 процента. То есть на 4,9 процента ВВП меньше. В 2007 году доходы уже составляли 39,9 процента ВВП, а расходы — 33,1. Разница увеличилась до 6,8 процента. А вот после 2008-го началась ярмарка невиданной щедрости. Разница между доходами и расходами в 2010 году уже составила 4,6 процента ВВП, в 2011-м — 2,5 процента ВВП, в 2012-м — 0,4 процента ВВП, в 2013-м расходы начали превышать доходы. Причем дефицит растет как в абсолютных, так и относительных показателях. При этом надо учитывать, что доходы бюджета — это то, что государство изымает из экономики в виде налогов. Прямых или косвенных, абсолютно не важно. Других источников у него нет. И получается, что швырялось деньгами до сих пор правительство, а затягивать пояса теперь придется всем.
До 2008 года государство не только снижало зависимость экономики от цен на нефть, но и сокращало налоговое бремя. В среднем на один процент ВВП в год. Была снижена ставка налога на добавленную стоимость — с 20 до 18 процентов, ставка ЕСН (нынешние социальные взносы) с 36 процентов от фонда оплаты труда, до 32 процентов. Отменен (!) налог с продаж. Государство, чтобы экономика не угодила в демографическую яму, ввело накопительную пенсионную систему. А ведь тогда еще шла война в Чечне, требовавшая дополнительных расходов. Страна платила еще и по советским внешним долгам. А экономический рост и вместе с ним рост реальных доходов населения все равно превышали 7 процентов годовых. Не чета нынешнем показателям, находящимся на уровне статистической погрешности.
У нынешнего поколения федеральных чиновников, ответственных за качество экономической политики, есть отговорка. Формулируется она следующим образом. Кризис 2008 года привел к ухудшению ситуации во всех без исключения странах мира. Но в отношении России этот аргумент, к сожалению, работает слабо. Цена на основной отечественный экспортный товар — нефть — за 10 лет выросла более чем в 2 раза. Для сравнения: в 2004 году черное золото стоило 38,2 доллара за баррель. В 2005-м — 54,4 доллара. Сейчас — в районе ста.