Одним из самых популярных и пока еще относительно ненаказуемых развлечений простых россиян и журналистов является цитирование чиновников и общественных деятелей. Их заявления порой насмерть поражают даже видавшее «адский ад» воображение. Как пишут в сети — Бриарею и Шиве уже давно не хватает рук для «фейспалмов» (простите, лицоладоней). Словами реагировать на потоки отборнейшего идиотизма уже не представляется возможным. Даже столь богатый на экспрессивность и перверсивность российский мат давно исчерпал свою иллюстративность.
Но даже совокупный собирательный образ российского чиновника не в состоянии породить нечто сравнимое с содержанием последней речи Барака Обамы в ООН.
Честно скажу, автор этих строк достаточно долго колебался, стоит ли вообще хотя бы поверхностно анализировать этот образчик риторики. Но, в момент, когда эта речь была произнесена, она стала политическим фактором мирового масштаба, игнорировать который по меньшей мере глупо. Особенно тем, кого поставили на один общий планетарный стенд для мишеней между геморрагической африканской лихорадкой Эбола и отпиливающими головы ближневосточными психопатами из «Исламского государства» (ИГИЛ).
В нескольких абзацах речи Обамы, где упоминается Россия, небрежно «закопано» множество намеков и угроз, пересыпанных слащавым ханжеством, которое неминуемо ставит любого здравомыслящего россиянина перед дилеммой. Вас может абсолютно не устраивать позиция и действия российских властей, но это не дает никому права считать всех, включая вас, кончеными кретинами. О какой «российской агрессии в Европе», напоминающей Обаме «времена, когда крупные страны крушили маленькие, преследуя территориальные амбиции», идет речь в его выступлении в ООН? Вне зависимости от того, верите вы во вторжение российских войск на Украину или нет, масштаб «натяжки» и направленность намека очевидны. Россия нарушает «поствоенный порядок», утверждает американский лидер, завершая пассаж фразой, которая не может не вызвать приступ брезгливости: «Мы верим — правота является силой — крупные нации не должны иметь возможности притеснять те, которые меньше их, и люди должны иметь возможность выбирать свое будущее».
Тут дилемма встает в полный рост и вынуждает принимать позу Чацкого. И вы невольно оказываетесь в одной лодке с теми, с кем, возможно, не хотите иметь ничего общего — российским МИДом, например, чья официальная реакция является ярким примером методы tu quoque, или по-русски: «А ты кто такой?».
Ирак, Ливия, Египет, Сирия, Йемен… «Крупные нации не должны иметь возможности притеснять те, которые меньше их»? Серьезно? «Люди должны иметь возможность выбирать свое будущее»? Какие люди? «Джабхат аль-Нусра», «Мусульманские братья» и «Бригады Обайда ибн Джарраха»? А почему не жители ДНР и ЛНР или сербы Косово? Абсурдность ситуации такова, что даже полностью поддерживающий, например, нынешние украинские власти человек, если он честен перед собой, должен понимать, что ситуация напоминает общественный суд за «аморалку» в председатели которого набивается некто, не скрывающий фактов своей биографии, связанных с торговлей телом своих детей и подруг на вокзале.
Нужно снова подчеркнуть, что речь вообще не идет о вине-невиновности российской стороны в украинском противостоянии. Если вина Кремля и будет железобетонно доказана по всем, даже самым конспирологическим статьям, это не тянет на то, что «вешает» на Россию американский президент. Даже если мы забудем о том, что набиваться в судьи ему как-то не к лицу.
Но есть и другие детали заявления Обамы в ООН, которые стоит упомянуть. Я не знаю, понимали ли авторы речи, что включили в нее весьма толстый намек на военное воздействие на Россию, или нет, но это им удалось. Это не обещания усилить «союзников в НАТО» и заставить Россию «заплатить за агрессию». Это совсем иное. Для борьбы с Эболой США направляют своих военнослужащих в Африку, чтобы они строили лагеря для инфицированных. В борьбе с «Исламским государством», нарушая постановления ООН, США наносят авиаудары по территории Сирии и Ирака. Россия находится между Эболой и ИГИЛ в списке угроз, и искренне хотелось бы знать, чего нам ожидать в будущем — колючей проволоки или авиабомб?
Впрочем, у России, в отличие от головорезов ИГИЛа и вируса Эболы, есть одна привилегия. У нас есть альтернатива уничтожению — мы можем выжить, пойти другим путем. Путем, которым Россия, по словам Обамы, шла после окончания холодной войны — «приведшим к процветанию российских граждан».
И конечно, как во всех случаях, когда международная ситуация не отвечает ожиданиям президента США (по сути, таковым является любой день недели), в его речи всплыл оборот, который вежливые люди могли бы дипломатично назвать «освященным временем», а невежливые — навязшим в зубах клише. Это оборот про «правильную сторону истории», на которой можно оказаться вместе с США при условии, что все желающие будут вести себя хорошо и слушаться Старшего Брата, который разрешит ему помогать в его важных делах. Проблема с этой фразой состоит, по моему мнению, даже не в том, что президент США назначил себя тем, кто пропускает «на правильную сторону истории», а в том, какой откровенно дурнопахнущий у этой фразы подтекст.
Историю, как известно, пишут победители. А победителей никто не попросит говорить правду, как отметил некий государственный деятель, который в итоге оказался «на неправильной стороне истории». Этим деятелем был Адольф Гитлер, и ему, как мы знаем, кое-кто помешал назначать историографов.