Спорт
12:55, 15 октября 2014

Чемпионат, который мы теряем Почему ведущие сборные континента могут проигрывать свои отборочные матчи и чувствовать себя спокойно

Станислав Минин
Станислав Минин

Случалось, сильнейшие европейские сборные в отборочном турнире к чемпионату континента или мировому первенству проигрывали уступающим им в классе соперникам. Подчас даже заметно уступающим. Или не проигрывали, а просто теряли очки, как Португалия с Лихтенштейном когда-то. Но редко бывало, чтобы такие поражения случались сразу с несколькими национальными командами и практически одновременно.

Сейчас же сборная Польши впервые в истории победила сборную Германии — со счетом 2-0. Немцы, напомню, чемпионы мира. Голландия проиграла 0-2 исландцам. Словакия победила дома Испанию со счетом 2-1. И все это уместилось во временной отрезок длиной в пять дней.

Существует комментарий-клише к такого рода результатам: ну, а чего же вы хотели, силы в европейском (мировом) футболе выравниваются, слабых команд уже нет. Но это даже не банальность, это просто неправда. Бывают слабые команды, причем как относительно, так и безотносительно. Сборная Лихтенштейна — слабая, и, если даже она закончит отборочный турнир с двумя-тремя победами, суть останется прежней, и никаких ресурсов для изменения собственной судьбы у сборной гордого княжества нет.

Сборная Польши, конечно, слабее сборной Германии, сборная Словакии — Испании, а исландцы играют в футбол хуже голландцев. И это станет ясно, когда все эти команды встретятся в финальном турнире Евро-2016. Сейчас уместнее говорить именно «когда», а не «если», потому как очень сложно не отобраться на турнир, где вместо 16 команд будут 24. Даже голландцам, у которых уже два поражения.

Судите сами. Франция на правах хозяйки отбор не проходит. Отборочных групп девять. Из каждой автоматически в финальный турнир квалифицируются сборные, занявшие первые и вторые места. К ним добавляется еще одна — лучшая среди занявших третьи места. Третье место! В группе! В финальный турнир! Когда такое было?!

Дальше — больше. Оставшиеся восемь команд, занявшие третьи места в группах, разыграют еще четыре путевки в финальный турнир. Не нужно быть провидцем, чтобы уже сейчас по достоинству оценить уровень этих стыковых матчей, качество игры.

И что же сборные-гранды? Предположим, у той же Португалии не все сейчас в порядке. Допустим, кризис затянется. Но даже на одной ноге Криштиану Роналду она допрыгает до третьего места в группе. Она и раньше-то не боялась стыков, на все последние крупные турниры попадала именно посредством таких матчей. При старой системе отбора попасть на этой стадии на равного по классу соперника было куда проще, чем сейчас.

Другими словами, и немцы, и испанцы, и итальянцы, и португальцы, и голландцы, и англичане чувствуют себя относительно спокойно. Вопрос следующий: чем они будут заниматься эти полтора года? Обкатывать обновленные составы в режиме легкой конкуренции. Пробовать новые идеи в том же благоприятном режиме. Полтора года.

Нынешний квалификационный турнир призван отобрать не лучшие команды в принципе, а лучшие команды среди худших. На Евро-2016 станет больше матчей (это, по всей видимости, и является целью УЕФА). Но качество будет размазано, как небольшой кусок масла по слишком большому ломтю хлеба. Матчи действительно высокого уровня начнутся в 1/8 финала.

Еще совсем недавно чемпионат Европы с его компактной схемой и 16 командами приводили в пример монструозному мундиалю, на котором многие матчи становились проходными. Теперь УЕФА пошла по тому же пути, что и ФИФА. В случае с чемпионатом мира увеличение числа участников можно хоть как-то оправдать региональным квотами, «справедливостью», необходимостью развивать футбол в Африке или Азии. Это не означает, что оправдания убедительны и аргументы бесспорны, но какая-то логика помимо «больше матчей — больше денег» здесь прощупывается. Но в Европе нет никаких региональных квот, нет цели развивать футбол, скажем, в Австрии или Венгрии.

УЕФА под руководством Мишеля Платини в чем-то схожим образом реформировала и отборочный турнир Лиги чемпионов. Раньше болгарский «Лудогорец» пробивался бы в групповую стадию, выбив, скажем, «Наполи», «Лилль» или «Атлетик» из Бильбао. Сейчас ему достаточно обыграть победителя первенства Румынии или Кипра. Другими словами, УЕФА облегчила относительно слабым клубам попадание в групповой турнир ЛЧ — и точно так же она облегчила относительно слабым сборным жизнь в квалификации Евро. А клубам вроде «Наполи» и «Порту» приходится разыгрывать путевки между собой. Сами виноваты. Не стали чемпионами своих стран, пусть равняются на «Динамо» из Загреба!

Хорошо, что ассоциация не оказалась столь же жестокосердной по отношению к сильным сборным. Но их ведь куда меньше, чем сильных клубов.

Несколько ведущих сборных Европы проведут время до декабря 2015 года, осознавая свою силу и более или менее спокойно дожидаясь, пока те, кто послабее, разберутся между собой. За один нынешний европейский цикл можно было бы при таких принципах провести два полноценных первенства континента. Почему бы нет? Часть команд попадает на Евро в соответствии с рейтингом, остальные проводят короткий отборочный турнир. Летом проходят финальные соревнования. Формат квалификации можно продумать, можно предложить аналог лигочемпионского отбора — опять же, с ориентацией на рейтинг (он ведь для чего-то составляется).

Организационные проблемы применительно к Евро тоже уходят в прошлое. С 2020 года чемпионат будут проводить в разных городах разных стран, от Баку до Бильбао. Это, к слову, любопытно. Платини заботится об относительно слабых клубах. Расширяет путь на Евро для относительно слабых сборных. Но после польско-украинского опыта двухгодичной давности, похоже, не очень рвется развивать футбольную инфраструктуру относительно отсталых в этом плане стран. Он вообще не готов развивать за счет Евро никакую инфраструктуру. Построили прекрасный стадион в городе N? Отлично, проведем там три матча чемпионата.

Первенство Европы, каким мы его знали и знаем, исчезает, уходит в прошлое. Оно уже осталось без отборочной интриги, по этой причине лишится высокого среднего качества игр, а затем и компактность места проведения уйдет в прошлое. Команды-андердоги за счет квалификационных матчей против сильных соперников со средней мотивацией едва ли станут прибавлять в игре, хотя попасть в финальную стадию им станет легче. Компактные турниры прошлого делали возможными чемпионство Дании и Греции. Смогут ли такие сборные побеждать на первенствах Европы нового формата? Сомнительно.

< Назад в рубрику