Россия
09:12, 31 октября 2014

Цель номер один Запад решил откорректировать взаимоотношения с Россией

Дмитрий Абзалов (президент Центра стратегических коммуникаций)
Дмитрий Абзаловпрезидент Центра стратегических коммуникаций

США и ряд стран западной Европы в последнее время решили откорректировать взаимоотношения с Россией. Геополитические оппоненты сосредоточили свои усилия на критике главы российского государства. И тут можно вполне логично объяснить, почему именно Владимира Путина выбрали в качестве объекта атаки. В России именно он является неким ядром идентификации россиян. Другие же «цели» для информационной войны будут заведомо менее эффективными.

Попытка демонтировать лидера с информационной точки зрения — очень распространенное явление, и в принципе в ней нет ничего удивительного. Но самое важное здесь то, что позицию президента разделяет большинство граждан России, и поэтому люди воспринимают происходящее не как атаку на него, а как атаку на всю страну в целом.

Это же подтверждает, например, недавний соцопрос, проведенный ВЦИОМ. Согласно данным социологов, более 80 процентов россиян, то есть подавляющее большинство, считают критику действий Путина со стороны западных политиков той самой попыткой развалить Россию. А 87 процентов опрошенных при этом заявили, что критики российских властей надеются дестабилизировать ситуацию в нашей стране и ослабить ее саму. Даже среди тех россиян, кто использует западные СМИ в качестве источника информации, более двух третей — 68 процентов — уверены в предвзятости и необъективности изложения материалов зарубежными изданиями.

Причина постоянных попыток руководства стран Европы и США нивелировать авторитет России как ведущей мировой державы заключается в том, что ее голос в международных делах стал одним из определяющих. Активизацию этой кампании можно уверенно отнести к сентябрю — октябрю этого года. Причем атака на Путина — лишь часть кампании.

Понятно, что одной из этих целей является ситуация на Украине. И введение санкций, которые не сработали, имеет отношение именно к этому. Но российская политическая элита и граждане в целом, как показали соцопросы после событий в Крыму, все равно собираются вокруг президента. При этом достаточно активную политическую позицию занимают традиционно аполитичные силы, например, молодой сегмент российского общества.

В этой ситуации рейтинг поддержки Владимира Путина, который превышает даже значения 2004 года, свидетельствует о том, что давление на Москву через санкции оказалось не очень эффективным. Поэтому направление основного удара перенацеливается в атаку по лидеру. Тем более, что именно с президентом связывают внешнеполитическую позицию России, и основная мобилизация происходит вокруг него.

Также следует помнить, что следующий год у нас последний перед выборами в Государственную думу. Поэтому атака на страну включает в себя вполне определенные информационные факторы, нацеленные на активную фазу электорального цикла.

И наконец, третьим важным основанием для атаки на Россию является возможная отмена санкций, о которой говорили с начала октября. Это попытка дискредитировать позицию президента, внести разлад между представителями ЕС и Российской Федерацией в преддверии возможного пересмотра санкций. В европейской экономике сейчас наблюдается стагнация, что в свою очередь негативно сказывается на благосостоянии граждан. В этой ситуации все меньше представителей Европейского союза поддерживает конфронтацию с Москвой.

Главным инструментом массированной атаки против России служат средства массовой информации. Прежде под ударом оказывалась позиция России в целом. Затем атака была нацелена на окружение президента, чем по сути и стала первая волна санкций. Потом удар пришелся непосредственно на определенные демографические элементы. В долгосрочной перспективе это выглядит как попытка ослабления экономического контура, с целью увеличения недовольства граждан. И вот в последнее время все внимание оказалось направлено на президента Путина.

Однако эффективность западных атак на поверку оказалась не очень высока, потому что россияне традиционно очень чутко реагируют на внешнеполитические аспекты происходящих событий. И экономические санкции — даже при росте курса валют — не стали тем ударом, на который рассчитывали западные политики. В то же время внешнеполитические вызовы были оценены мгновенно, и поддержка политического курса президента превысила аналогичные показатели любых западных лидеров. То есть оппоненты Путина своими действиями не только не ослабили, но даже усилили его позиции, достигнув диаметрально противоположного результата.

< Назад в рубрику