Главное
11:53, 7 декабря 2014

Секс без сознания История о том, как общество умеет закрывать глаза и отворачиваться

Мариам Новикова
Мариам Новикова

На прошлой неделе малозамеченным на общем фоне прошло сообщение о том, что пожилого и очень уважаемого в США актера Билла Косби некая женщина обвинила в том, что он изнасиловал ее несколько десятков лет назад.

Читатели обменялись в комментариях мнением о том, что бабы на все готовы, лишь бы урвать у знаменитости денег, повеселились над формулировкой «совершил половой акт с помощью ее руки» и дружно пришли к выводу, что раз раньше молчала, значит, ничего и не было.

Чтобы представлять расстановку сил: в 1974 году, когда (возможно) произошел случай, в котором обвинили актера, жертве было 15 лет, ему — 37. Он был самым успешным комедийным актером поколения и только что три года отыграл на телевидении в шоу имени себя. В 1966-1969 годах Косби получал «Эмми» за роли в телешоу, в 1972-м и 1973-м — «Грэмми» за лучший детский альбом. Его воспринимали как моральный авторитет. Зрители дали ему прозвище Американский папа. Взрослые и дети ежегодно голосовали за него как за любимого актера. Были ли шансы у обычной школьницы выиграть против него дело в ситуации «ее слово против его»?

К 4 декабря 2014-го уже более двадцати женщин обвинили Косби в изнасилованиях. Во всех случаях сценарий был одинаковым: он подсыпал что-то в питье жертвы или предлагал таблетки, которые, в зависимости от ситуации, называл противопростудными (одна из жертв пожаловалась на начинающийся грипп) или «легким растительным успокоительным», после чего насиловал девушку, впавшую в бессознательное состояние.

Не все жертвы молчали. В 2004 году Андреа Констанд предъявила Биллу Косби обвинение в сексуальном насилии в полиции Монтгомери (Пенсильвания). Местный детектив сообщил на днях журналистам из Daily Mail, что посчитал тогда комика «вероятно виновным», однако не нашел достаточно доказательств, чтобы передать дело в суд, потому что Констанд пришла в полицию спустя год после происшествия.

После отказа в открытии уголовного дела Констанд обратилась в суд с гражданским иском и нашла 13 женщин, которые выступили в качестве свидетельниц с историями, аналогичными ее собственной. В 2006 году дело было улажено в досудебном порядке. Имена остальных жертв, кроме Тамары Грин (Tamara Green), не раскрывались до последнего месяца.

В тот раз, десять лет назад, общество не обратило внимания на это дело. Договорились и договорились. Мало ли что между людьми бывает. Особого влияния на карьеру Косби дело Констанд не оказало.

Это история не о сексе, а о том, как общество дружно умеет закрывать глаза и отворачиваться в сторону от неприятного.

Ведь если задуматься: десятилетиями любимец страны носит с собой таблетки для того, чтобы травить девушек и насиловать бесчувственные тела. Мог ведь и насмерть отравить случайно. Как сказал знакомый доктор, комментируя эту историю, «похоже, его возбуждали полутрупы, и хорошо, что он хотя бы никого не убил». Если обвинения, выдвинутые против Косби, правдивы (в чем будут разбираться в ближайшие месяцы лучшие юристы), то эта эпическая история с наркотическими пилюлями достойна пера Стивена Кинга. А если предположить, что обвинения ложны, тогда против Билла Косби существует массовый заговор, причем Тамара Грин, например, пожертвовала ради него успешной карьерой адвоката.

Сейчас американцы пытаются разобраться, почему десять лет назад обвинения против Косби не вызвали никакой реакции в обществе и практически не сказались на его карьере.

Тут можно, к слову, вспомнить, как дружно все напали на Миа Фэрроу в 1992 году, когда та попробовала выдвинуть обвинения в растлении малолетних против своего мужа Вуди Аллена. В начале 2014 года ее младшая приемная дочь Дилан Фэрроу опубликовала в СМИ открытое письмо, в котором сообщила, что Вуди Аллен действительно изнасиловал ее, когда ей было семь лет, но делу не дали ход, чтобы «не травмировать юную жертву». Многие считают, что идею о насилии в голову Дилан вложила Миа и что на самом деле ничего не было. Но косвенным подтверждением обвинений против Аллена может служить то, что он женился на другой приемной дочери своей жены — двадцатилетней Сун-И. Они были знакомы с момента, когда Сун-И было 11 лет, он много лет играл для нее роль отца, а разница в возрасте между молодоженами составляет почти четыре десятка лет.

В желании людей при подобных случаях отвернуться и спустить дело на тормозах виден обычный эгоизм. Возможно, это здоровый животный эгоизм. Не исключено, что когда-то он помогал нам как виду выжить — мы догрызали слабых и поощряли сильных буянить дальше. Сегодня он убил жену, а завтра убьет для нас мамонта — примерно таков был уровень рефлексий, подозреваю.

Мамонты при этом могут быть разными. Снять хороший фильм — тоже как добыть мамонта. Хороший фильм повышает настроение большому количеству людей, приносит добро сразу тысячам, если не миллионам, человек. Хорошее настроение в наши времена дороже мяса. А Билл Косби — выдающийся комик и шоумен, и Вуди Аллен — выдающийся режиссер. Они полезны обществу — вероятно, полезнее своих жертв? Ведь «справедливость для каждого члена общества в равной степени» — это свежая концепция. Такого никогда в истории человечества не было толком. Поскольку человек по сути своей голая обезьяна, то есть существо стайное и иерархическое, ему свойственно выстраивать внутри любого общества пирамидку, в которой представителям «верхов» делегируется больше прав, чем представителям «низов».

Хорошая новость заключается в том, что социально человечество развивается. И хотя наши инстинкты велят отвернуться и не смотреть, когда представитель «элиты» в уголке догрызает низкоранговую жертву, мы все-таки постепенно научаемся с этим справляться. В том числе благодаря отстраиванию социальных механизмов, которые позволяют слабым добиваться справедливости в споре с сильными. Дело это нелегкое, потому что сама наша природа этому сопротивляется.

Что показывает разворачивающееся дело Билла Косби? Что концепция «равные права для всех» пока работает плохо, с опозданием в десятки лет, а иногда не срабатывает вовсе. Что молодые женщины по-прежнему уязвимы, а имеющие власть мужчины по-прежнему этим пользуются. Причем пользуются долго: первые эпизоды насилия, вменяемые Косби, относятся к концу 1960-х годов, последние — к нулевым. За это время как минимум несколько девушек рассказывали о случившемся с ними своим знакомым, просили советов у адвокатов или своих агентов (и во всех случаях получили советы молчать).

Важно то, что эта концепция по крайней мере существует, проговаривается вслух и признается обществом справедливой.

Хотя она никогда не будет работать в полную силу, если люди не научатся жить осознанно, отслеживая свои мотивы. Чтобы замечать, когда мы соглашаемся с авторитетным мнением не потому, что оно правильное, а потому, что внутренняя обезьяна определила говорящего как «сильного» и автоматически выдала ему некие дополнительные права.

Постоянная осознанность, вот к чему я призываю. Осознанность и справедливость. Остальное пусть решают юристы.

Биллу Косби 77 лет, так что речь сейчас идет не столько о его жизни, сколько о том, что останется после него.

Все эти часы милых телевизионных шоу, вся любовь, которую испытывали к нему люди, уважение, которое он заработал, — превратится ли все это в пыль, в то, о чем будет неудобно и неприятно вспоминать?